суббота, 28 марта 2015 г.

Поездка на Кольский. Часть 1. Самая северная точка европейской части России.

Это путешествие состоялось еще в июле прошлого года, поэтому многие его детали утеряны или почти стерты из памяти.
Хронологию восстанавливала по фотографиям, благо их оочень много:)

Собственно, поэтому я и решила впредь писать все заметки про путешествия прямо в дороге или хотя бы сразу после, как это было с Нарьян-Маром.

Маршрут проходил так:
Москва - Мурманск - п-ов Средний - п-ов Рыбачий - мыс Немецкий - Ревда и Октябрьский (Ловозерские тундры (перевал геологов) и дорога тысячи ручьев) - Канадалакша и Кузомень (Терский берег Белого моря ) - Соловецкие острова - Онежское озеро и Бесов нос - Москва.
Всего более 5 000 км  пробега.

Погода всю дорогу была чудесная, солнечная, с красивыми облаками, только на Перевале геологов нам не повезло. Будем считать это поводом вернуться:)

Первый день пути прошел просто по трассе, мы наслаждались облаками и хорошей дорогой. На первую ночевку, абсолютно не заморачиваясь, встали просто где-то на отворотке в лесу. И за это были жестоко покусаны давно не встречавшими людей местными комарами и мошкарой. Они были нам ооочень рады, поверьте)) Мази и спреи помогали мало, но мы усердно натирались.

Зато на утро позавтракали вкуснейшими походными бутербродами и чаем у одного из многочисленных карельских озер.

Такой завтрак вполне может сравниться по романтичности с завтраком в Париже. Ну по крайней мере, я, как не бывавшая в Парижах, так себе думаю:)

Проезжали Медвежьегорск. Будучи известным фанатом медведей, я не могла пропустить этот город! Но ни медведей там, ни гор - сплошной обман..

Виды с дороги

Пока ехали, по сто раз послушали все наши диски и флешки с музыкой. Даже до Потапа и Насти добрались, чо уж тут скрывать

По мере продвижения на север ели и другие деревья мельчали и тончали. В какой-то момент леса сменили Карельские болота:

На вторую ночевку встали на берегу очень большого, но почему-то безымянного озера.

Как же красиво оно было подсвечено закатным солнцем!..

Так бы и осталась очарована это тихой красотой, если бы не одно единственное, но существенное НО.
Как только ты поворачиваешь голову в сторону от озера и от оборудованного под посиделки места, видишь вот это:

Тщетно попытались собрать его, забили два полных мусорных мешка, но не собрали и десятой доли от всего.. Да и толку, если завтра сюда снова приедут "подышать" запахом свежих шашлычков и коньячка?

На такой немного грустной ноте на следующее утро мы двинулись дальше.

И  наконец добрались до первого значимого пункта!
Первая Стела Полярного круга в нашу копилку:)

Зачем тут камни сложены в пирамидки - не знаю. Нигде ответ на этот вопрос не нашла. Думаю, в данном случае - это просто туристическое баловство:)

Через некоторое время внезапно... на горизонте появились горы! И не какие-нибудь там, а самые настоящие Хибины.

Невозможно передать фотографиями или описать словами, насколько эпично это зрелище. Ну все, кто видел горы, хоть издалека, хоть близко, но не картинке, сейчас меня поймут.

Радуясь и любуясь пейзажами, все это дело попутно фотографируя, мы домчали до Мончегорска.
Город известен тем, что в конце XX века здесь была техногенная пустошь - результат влияния выбросов комбината «Североникель». Всюду были обожжённые скалы и выжженные деревья. Но, говорят, что в последние годы ситуация заметно улучшилась благодаря установке новых фильтров на комбинате.  И вдоль дороги даже (!) растёт молодой лес. А в окрестностях города развелись медведи, зайцы, лисы и куропатки, и иногда может совсем повезти, и вы встретите символ города - лося.
Символ города нас своей встречей не удостоил.

Мы увидели вот такой пейзаж:

Поросль какая-то есть, это факт. Но как мне кажется, в этом пейзаже можно снимать фильм о пост-апокалипсисе:)

И кстати, в Мончегорске происходила какая-то часть съемок нашумевшего фильма "Левиафан".

На третью ночевку остановились в Мурманске, в отеле. Название не понмю, цену - тоже. Помню лишь, что обзванивали по пути многие гостиницы, пытались найти что-то приемлемое по соотношению обдиралово/удобства. Все-таки город командировочный и выводы можете сделать соответствующие..
Нашли. Душ, кровать.. как все это начинаешь ценить и даже радоваться таким, казалось бы, обыденным вещам :)
Я настаивала на прогулке, Леша - на ужине и сне. Даже отказался знакомиться с мурманским "Алешей" (памятник Защитникам Советского Заполярья, в народе ласково прозванный Алеша). Хотя.. мой Алеша проехал уже более 2 000 км и, подозреваю, устал.
В итоге "прогулялись" 200 метров до ресторана, невкусно поели и пошли спать.

А в то время в городе вовсю цвела черемуха! Напомню - начало июля. Вот оно, северное лето:) Даже для меня, родившейся и пока еще бОльшую часть жизни прожившей на Урале, черемуха - символ весны, но никак не июля))

Про Мурманск больше написать мне решительно нечего, возможно, потому что мы не уделили ему должного внимания. А город, между прочим, - самый крупный в мире город, находящийся за полярным кругом. О как.

Вид на порт Мурманска:

На следующий день начинался уже настоящий маршрут: мы двинулись на полуостров Средний, а с него - на полуостров Рыбачий. Ни о каких населенных пунктах, связи, нормальных дорогах, заправках и прочих благах цивилизации уже не могло быть и речи.
Ну ладно, связь иногда появлялась, и мы лихорадочно начинали постить фотки в инстаграм 😂 и уже более спокойно писать всем волнующимся родным и близким, что с нами все в порядке (если волновавшиеся родные и близкие читают этот пост, - это не правда: мы сначала лихорадочно писали вам, а потом не спеша постили фотки 😂).

Вообще, как выяснилось, на Рыбачьем лучше всего ловит мегафон, а во время предыдущей поездки в Нарьян-Мар - лучше МТС, нигде наш билайн не поспел..:(
Думаем, может, накупить разных сим-карт?

Добрались до Долины славы. Ранее она носила название Долина смерти, так как здесь произошло одно из самых кровопролитных сражений в этих землях во время Второй Мировой Войны. Именно здесь в 1941 году было остановлено стремительное наступление немецких войск, получивших приказ о захвате Мурманска.

Эти места помимо природной красоты интересны с точки зрения как нашей, так и вообще мировой истории. На полуострове Рыбачьем шли ожесточенные бои во время второй мировой войны, на полуострове Среднем в 1941 году было остановлено наступление немецких войск, хребет Муста-Тунтури – единственный участок, где немецкие войска не смогли пробить нашу сухопутную линию фронта.

Трудно представить, как люди в этих неприветливых местах не просто жили, а воевали и выживали: во время долгой полярной ночи, на суровых пронизывающих ветрах, в своих каменных окопах...

Это настоящие, вырытые в камнях, окопы:

На Рыбачьем после войны осталось очень много военных баз, большинство из которых через некоторое время были закрыты, а территория полуострова лишь недавно стала открыта для посещения. Местные даже пугали нас рассказами, что в следующем году (ну то есть уже в 2015) снова все планируют закрыть, но до сих пор информация не подтвердилась.

Наткнуться на что-то подобное здесь тоже вполне нормально:

Еще по дороге на полуостров Средний мы проезжали через вот такой водопад, единственный попавшийся нам на пути (а я так надеялась на их бесчисленное количество, даже начиталась по этому поводу статей о техниках съемки водопадов и рек - не пригодилось..).

Водопад этот дает начало речке, в которой водится по словам местных жителей пяти- и более килограмовые семги. Ловят ее особым способом - нахлыстом. Мы не умеем, да и снаряжения соответствующего у нас не было, так что остались мы без семушки на ужин.. а жаль.
Если поедете в те места, обязательно научитесь ловить семгу нахлыстом! и будет вам счастье:)

Когда попадаешь на полуостров, открываются фантастические, абсолютно ни на что не похожие пейзажи.
На полотне из разноцветного мягкого мха повсюду разбросаны камни, большие валуны; там и тут виднеются белые пятна еще не стаявшего снега, а чистота и голубизна множества озер и прозрачность воздуха завершают инопланетность картинки.

Вот здесь мы встали позавтракообедать по-королевски дошираком и бутерами.

Ветер шквальный, буквально сносящий с ног.

Дорога очень ухабистая. Начитавшись отчетов, мы рассчитывали, что будет много бродов и, конечно же, подготовились по полной программе, как мы любим:)
Во-первых, поставили шноркель на машину.
Во-вторых, купили специальный модный комбез;) Ну и шляпку в тон))

Но мы опять перебдели: было сухо; зато в дальнейшем, на дороге тысячи ручьев, бродов мы получили сполна, но об этом в следующем отчете.
Максимальная лужа на п-ве Среднем:

Добрались до побережья. Баренцево море, привет!

Для масштаба: белое пятно  на заднем плане - это уаз, палка почти посередине кадра - это Леша :))

А дальше, за этим морем и за этими облаками - Норвегия. Билайн меня даже поздравил с прибытием в эту страну и врубил международный роуминг, очевидно, чтобы уж я точно поверила, что я Норвегии.

На фото не видно, но обрыв к морю здесь достаточно высокий.

Настоящая законсервированная пушка.

Как же не попытаться было отпилить кусочек? (это я не про нас, если что)

Спустились вниз. Под землей также находятся помещения для снарядов с механизмом для их подачи к пушке, комната для отдыха солдат и другие помещения, все это соединено узкими ходами. Атмосферное место..

Около пушки мы встретили здесь первых людей:) Всего мы только два раза встретили две туристические группы на Рыбачьем и двух мальчиков из военной части, когда встали на очередную ночевку на берегу моря.

А встали мы прямо на берегу :)

Солнце, море, пляж.. Не думала, что эти три слова будут составлять для меня теперь такую картинку, а не баунти-пляж.

Еще окопы:

Там же, на берегу, находятся так называемые Два брата. Это два огромных останца (массив горной породы, оставшийся после разрушения более неустойчивой породы какими-либо факторами — выветриванием, эрозией, воздействием воды). Согласно преданиям саамов это два чародея (нойда) - братья нойд-Укко и нойд-Акка –они были наказаны за свои злодеяния и превратились в каменные изваяния. :(
Где-то пишут, что камни похожи на птиц, вытянувших шеи в сторону моря и готовых взлететь, но мое воображение не сумело найти такого сходства..

Пока мы готовили фирменный походный суп и бродили по побережью нас заметили двое парнишек, служащих в здешней военной части и быстрее поспешили к нам *цитата* "поговорить, наконец, с людьми!".
Как выяснилось, их там пять человек всего служит и приехали они сюда осенью, как раз во время полярной ночи. Красоты местные их не особо впечатляют ибо очень хочется домой:)
Вот так всегда, что имеешь не ценишь. Уверена (ну или хочу верить как минимум), позже они будут с теплотой, а может и гордостью, вспоминать про те места, где им довелось служить.

Такие скалы! Здесь можно было бы организовать скалолазный район:)
 Если бы они не текли  только..

Вечером к нам еще прибилось это рыжее чудо, которому пришлось скормить все имеющиеся в запасах печеньки. Еды я, справедливости ради, всегда собираю столько, что мы можем автономно жить и попутно кормить всех встречающихся нам зверей и людей))
Очень уж боюсь оголодать...

Утром следующего дня мы двинулись на Рыбачий.
Перед этим я, как и во все прошлые утра (утры?), сделала сурьянамаскар (приветствие солнцу из йоги). Но "с поправкой на ветер"  делала его прямо в пуховике:))
И знаете, это так круто!
Вставали мы рано в отпуске и я с таким удовольствием каждое утро "приветствовала" солнце :) Все-таки делать этот комплекс асан на природе и действительно, от всей души, приветствовать солнце, это какое-то особое удовольствие.
Дело в том, что я уже настолько привыкла каждый день ходить в спортзал, что две недели в машине без особого движения казались чем-то аморальным и противоестественным уже.. А этот несложный комплекс из йоги оказался настоящим спасением! 10 повторений - и ты уже человек:)

Итак, Рыбачий.

Путь наш лежал на мыс Немецкий - самую северную точку европейской части России.
И мы до него таки добрались:)

Вот одна из военных баз, которая попалась нам на пути. Круглые шары - это радио-локационные системы.

И та-даам! Мыс Немецкий.

Ведь правда же - край земли.. И такие сочные краски.

Первоначальное желание поставить галочку "искупаться в Северном-Ледовитом океане" отпало мгновенно, когда меня чуть не снесло с ног ветром (а ведь я даже, стыдно признаться в своей наивности, купальник взяла😂). Видимо, в другой раз ... или никогда(

Маяк.

И замерзшие мы.

В общем-то, это была самая северная точка маршрута и мы развернулись в обратный путь по другой дороге, чтобы не повторялись виды. И в конце концов, мы все еще надеялись встретить оленей.
Олени, как мы потом выяснили, стадами водятся на полуострове, но немного в другом месте (где-то близ Зубовки).

Зато! За эту несправедливость, что мы не встретили оленей в одном из самых оленьих мест, мы были награждены чаенышем!

Случайно на дороге увидели какое-то движение и много чаек. Лешка закричал: "Это же птенцы чаек!", и я пулей вылетела из машины, не помня себя от счастья)))

И тут началась фотоохота)) К слову сказать птенчиков было несколько, но один из них побежал в другую сторону от остальных,  а я - за ним.
Картина:
Я с тушкой фотоаппарата бегу за своей "жертвой".  Он в ужасе удирает на своих маленьких лапках. Родители и их друзья в бешенстве орут и бомбардируют меня какашками (без шуток!).  Я искусно между ними лавирую (на самом деле, мне просто повезло, что они не попали). И тут этот пятнистый мохнатик спотыкается, падает и, даже не пытаясь больше встать, смиренно ждет своей участи.
В общем, мой мимиметр чуть не взорвался)) Пофотокала, поумилялась и побежала назад.
Надеюсь, он вырастет красивой и смелой птицей!

Пейзажи Рыбачьего все же немного отличаются от Среднего: почти нет камней, более ровная и, кажется, более суровая тундра.
Остановились сделать постановочные фото со снегом.
Вы когда в последний раз в снежки в июле играли?:)

А это уже не постановочное. Нужно было переехать снежник, развернувшийся посреди дороги.

Но мы каждый раз безнадежно зарывались колесами в рыхлый снег. Понимая, что лебедиться тут будет не за что, а копать можно долго, упорно и безрезультатно, спасительных машин ждать тоже не приходится, Леша принял волевое решение объехать его по грязюке слева. Немного волновались, что застрянем и там. Но УАЗ, по-моему, даже не заметил этого "препятствия" и был, наверное, оскорблен таким недоверием...

Озер там тоже намного меньше, чем на Среднем, но они не менее синие.

Как сейчас помню, как делала это фото и у меня коченели руки на ветру...

Пока-пока, Рыбачий! Я с удовольствием встречусь с тобой еще:)

P.S. Так как вспомнила я намного больше, чем ожидала. И вообще, как Леша сказал, вошла во вкус писанины))
То рассказ о поездке будет разделен на несколько частей.
Первая на этом заканчивается.

Дальше будет про Дорогу тысячи ручьев, Терский берег Белого моря, Соловки и Онежское озеро.
Словом, если вы не сильно утомились, не переключайтесь:)