воскресенье, 4 декабря 2016 г.

Восхождение на Эльбрус с юга, август 2016. Несоветы и наш опыт

Попробую без лишних лирических отступлений рассказать о нашем восхождении на Эльбрус.
Но перед этим просьба отнестись к изложенному ниже не более чем как к нашему личному опыту. Я не гид и не альпинист, и ни в коем случае не имею права вам что-то советовать.

Повторю здесь ссылку из прошлого поста на статью о мнимой простоте восхождения на Эльбрус, так что если планируете его совершить - отнеситесь ответственно :)

Итак.
План акклиматизации и восхождения

Еще раз вставлю картинку из прошлого поста со схемой и основными точками восхождения (кроме Косой полки)

Первые два дня живем в кемпинге в Терсколе.
1 день - подъем до Обсерватории 3 148 м.
2 день - Чегет 3 464 м. Поднялись полностью пешком, вниз на подъемнике съехали.
3 день - уезжаем на гору, на подъемнике до станции Мир  3500 м. Ставим палатку, идем на акклиматизацию до станции Гарабаши, 3 780м.
4 день - едем на подъемнике до Гарабаши (изначально планировали пешком туда, но примерив рюкзаки - передумали:) ), заселяемся в вагончик, выходим на акклиматизацию чуть выше Приюта Одиннадцати - 4 200 м.
5 день - поднимаемся до вчерашнего места акклиматизации, 4200, ставим палатку, идем на скалы Пастухова, на верхнюю часть. Везде пишут, что они на  4 800 м, но на самом деле ниже, где-то 4 700 м по нашему навигатору.
Спускаемся до 4 200 и дальше уже ходим только оттуда.
6 день - акклиматизационный выход до Косой полки, это примерно 5 100 м.
7 день - ледовые занятия и день отдыха. Ложимся спать в 6 вечера, этой же ночью восхождение.
Ночь с 7 на 8 день - восхождение, выход в час ночи.
Плюс у нас было 2-3 запасных дня на случай плохой погоды, но они в итоге не пригодились.

Одежда, снаряжение

Собственное:

• GPS-навигатор.
  • Две палатки - для себя и гида (только зря тащили в итоге, ну да ладно:). Но обычно все же хватает одной палатки:) Основная у нас была MSR Elixir 3
  • Тент - пригодился нам в кемпинге при дожде - натянули над палаткой и рядом можно было сидеть, готовить и все такое:)
  • Пенки - понятное дело. У нас были самые обычные, но не самые тонкие.
  • Спальники на каждого+1 старый запасной на +10, мы им укрывались, когда особо холодно было.
У Леши Cat's Meow, у меня Aleхika Siberia Plus (мой немного холодноват, поэтому второй очень даже пригодился).
  • Рюкзаки большие. Классная фича у Лешиного рюкзака - молния, которая дает возможность залезть в центр или низ рюкзака, не перерывая его с ног до головы.
  • Рюкзаки маленькие для акклиматизационных выходов и восхождения.
  • Чехлы на каждый рюкзак от дождя + как оказалось, с чехлом можно садиться на снег и опираться спиной на рюкзак, не боясь, что он промокнет. Точнее, я сначала узнала обратное: что без чехла такой номер не пройдет и в следующие разы сразу его надевала:)
  • Газовая горелка, JetBoil, газ (мы брали зимний, чтобы наверняка).
  • Мембранные трекинговые ботинки, купленные еще на Камчатку. У меня Asolo.
  • Мембранные штаны North Face тоже с Камчатки еще - очень классные.
  • Мембранная куртка (у меня с мембранной говорящим названием Dermizax :)) про говорящее - шутка). Куртка хорошая, если не считать, что карман, из которого у меня вываливался телефон на подъеме на конус, оказался отклеенным - видимо, просто заводской брак. Проверяйте это дело сразу:)
  • Флисовые штаны, две-три флиски на каждого (одна у меня была теплая Bergans, вторая потоньше из декатлона:).
  • Термобелье (не теплое).
  • 4-5 пар трекинговых носков+сколько-то еще обычных.
  • Перчатки wind-stopper.
  • Леша урвал верхонки - варежки такие- огромного размера и с такой же огромной скидкой в спорт-марафоне, так что грех не купить:)
  • Шапки (у Леши с виндстоппером, у меня с флисовой подкладкой).
  • Банданы/повязки на голову. Внизу, на акклиматизационных выходах, для шапки еще жарко, но тепловой удар никто не отменял.
  • Налобные фонарики.
  • Гамаши - нужны большие, чтобы налезли на пластиковые ботинки. У нас остались с Камчатки маленькие, так что Леша купил новые, а я брала в прокате.
  • Солнечные очки (!!). Горные, с фактором защиты 4, нужно подбирать, чтобы хорошо прилегали к лицу - ибо вспомните мою историю с засвеченным глазом при том, что я их не снимала на восхождении вообще. Поверьте, это отвратительно:( На каждого+ у нас были одни запасные, потому что если случайно потерять/сломать очки, на восхождении можно поставить крест.
  • Треккинговые палки желательно с наконечниками для снега. Наконечников, кстати, тоже можно взять запасных, ребята как-то умудрились их терять и ломать неоднократно еще на акклиматизации.. А без наконечника палка сильно проваливается в снег, что неудобно, хоть и не смертельно.
  • Кроссовки - ходить в Терсколе и кемпинге - можно не брать, конечно, но переодеть трекинговые ботинки на кроссовки очень приятно, знаете ли:) Хотя в чем-то же туда надо ехать, так что они по умолчанию.
  • Обвязки
  • Веревка для связки на спуск
  • Веревка привязывать ледоруб к обвязке

Прокатное
Мы брали в двух: один, который рядом с Альпиндустрией в Азау и второй - неподалеку от Поляны Чегет.

• Пластиковые ботинки
Сразу скажу, маленьких размеров нет, минимальный - 38. С пуховками такая же история. Поэтому мы и брали в двух прокатах - искали что-то более-менее подходящее по размеру для меня.
  • Кошки
  • Пуховка -  я сначала думала не брать, так как вроде флисок и одежды много, но как же хорошо в ней было! Она огромная и супер-теплая:)
  • Гамаши
  • Ледорубы
  • Верхонки - тоже огромные и очень теплые
Я даже взяла наш бланк проката, чтобы вам его показать, но пока я добралась до этого поста, он уже канул в небытие..
Цены за день за штуку снаряжения начинаются от 100 р, вроде немного, но набегает
Вот тут перечислены прокатные магазины в Приэльбрусье.

Всякие мелочи, которые на самом деле не очень-то и мелочи:

• Мешки для мусора - собственно для мусора и, во-вторых, упаковывать в них спальники и важные вещи, чтобы не промокли в случае чего.
  • Влажные салфетки - в условиях практически полного отсутствия душа - много, ибо больная тема:)
  • Запасные батарейки - для фонариков и навигатора.
  • Я брала несколько портативных зарядок для телефона. Но если что, в вагончиках есть розетки и можно взять даже обычную зарядку.
  • Химические грелки - думали, что используем на восхождении - например, засунем в варежку или ботинок, ибо отмерзающие конечности - моя вечная боль. Но на самом деле, они пригодились ночью в спальнике - очень кайфово было положить эту грелку в ноги:)
  • Зубные щетки, паста, мыльница с мылом (последнее не пригодилось особо, т.к. были влажные салфетки), походный набор шампуня и геля - для жизни в кемпинге.
  • Походное легкое, быстросохнущее полотенце.
  • Солнцезащитный крем с максимальной степенью защиты - даже с ним мы иногда обгорали - очень важен!
Не забывать мазать шею, руки, уши, кончик носа и нос снизу (или как это правильно сказать?) - солнце отражается от снега и отлично выжигает там кожу.. Вообще мажьте все, что хоть как-то хоть немного неприкрыто одеждой:)) У меня "подгорел" даже пробор в волосах..
  • Гигиеническая помада.

Про еду.
Здесь вообще вышел провал,  но расскажу, как это было у нас.
Что мы взяли.
Завтраки и перекусы:

• Сухие каши Быстров, из расчета 1 каша на утро на меня и по 2 на ребят. Каш в итоге осталось примерно от трети до половины, не помню точно.
  • Хлопья и сладкие подушечки. Подушечки отлично съели просто так:)) А вот для хлопьев было припасено сухое молоко, мы это все дело развели и съели на завтрак. Было весьма отвратно.
  • Печеньки и немного сладостей к чаю и на перекус. Ушли быстро, пришлось даже шоколадки докупать. Ходовой товар, в общем)
  • Сгущенка - отдельная статья расхода. Брала две мягкие упаковки, все съели.
  • Чай - все понятно. По пакетику на завтрак и ужин, в термос при акклиматизационных выходах  и на восхождение. Докупали в итоге еще пачку.
  • Сахар, никак не рассчитывала, взяли просто коробку рафинада.
  • Плавленный сыр, сырокопченая колбаса и еще какой-то кусок копченого мяса.
  • Хлебцы, галеты.
  • Паштет- 2 шт.
  • Орехи и сухофрукты. Производила какие-то дикие выкладки и расчеты по калорийности и весу. Получилось, что на троих на все время нужно 1,9 кг орехово-сухо-фруктовой смеси. Купили меньше, все равно осталось, хоть и хорошо она шла на перекус, кроме самого восхождения. Но на восхождении мне вообще есть не хотелось..

Обедо-ужины:

• Крупы: макароны и чечевица по 1 кг, гречка - 2 кг.
  • Тушенка: 4 говяжьей, 1 куриная (из грудки - очень сухая, not recommended), 1 гусиная- просто кошмар, одна кожа, 1 рыбная и 1 шпроты. Шпроты, кстати, были прекрасны:) С куриной и гусиной лучше не экспериментировать.
  • Сухие супы -   2 шт. Получается не очень сытно, особенно мальчикам.
  • Сухая морковь, сухой лук в качестве заправки.
  • Соль, перец.
  • Дошираки - иногда даже на завтрак неплохо шли:)

Покупала еще протеиновые батончики - мы с Димой большие любители - но в итоге, к счастью, забыли их в машине.
Где-то вычитала, что на восхождении круто съесть яблоко. Взяла три - по одному на каждого.
В общем, фигня - есть не хотелось, тем более, яблоко некалорийно в отличие от сухофруктов тех же.. А сколько они весят!
В общем провал еды заключался в большом весе и объеме еды, в результате чего рюкзаки были дико неподъемные.
Встретили на Чегете одного гида со своим подопечным, они там ели сублимированные супчики. Вот это тема.
Мы после Камчатки, когда взяли на 2 недели одну банку тушенки, а остальное добрали сушеным мясом, перестраховались и бросились в другую крайность.
Вероятно, нужно потестировать сублимированную еду перед походом и соблюсти какой-то баланс между легкими сублиматами и тяжелой обычной едой. Хотя вот ребята, которые поселились рядом с нами на 4 200, вообще притащили с собой мешки картошки, лука и т.д... В общем-то, в этом прелесть восхождения группами с гидами: не надо заморачиваться с едой и все равно всегда будешь сыт.

Аптечка

• Бинты - много, разных размеров.
  • Эластичный бинт.
  • Пластырь, много, разных размеров. Еще все тот же гид с сублиматами поделился со мной на Чегете специальной мазью от мозолей, потому что я каким-то образом натерла пятку (не подъем ноги, а прям на стопе), пластырь здесь был бы бесполезен. Полезная штука в общем.
  • Парацетамол - его съели много. Костя сказал не стесняться его есть, если болит голова или чувствуешь недомогание.
  • Так как я приболела перед поездкой, взяла довольно много порошка Терафлю, таблетки для рассасывания для горла - не Стрепсилс (!), а с антибактериальным эффектом, что-то типа Лизобакта.
  • Глазные капли. Во-первых, у меня линзы, во-вторых, хороши при засвете или сухости глаз. Хотя при засвете они все равно не помогли-  только полный покой и сон.
  • Солнцезащитный крем. Повторяюсь, но невозможно переоценить его важность. И тут же Пантенол спрей, если все-таки где-то накосячили с обмазыванием.
  • Йод.
  • Смекта, упаковка Ренни.
  • Зиртек.
  • Хлоргексидин (не перекись, так как его можно на слизистые, в случае чего, лить).
  • Гемостатические губки (вкладываются в большие сильно кровоточащие раны).
  • Мазь для суставов.
Дексаметазон и всякие другие страшные таблетки, которые мы не знали, как применять, мы и не брали.
Аптечка у нас была большая общая и маленькие индивидуальные при выходе на акклиматизацию и восхождение.
На акклиматизационных выходах пожалела, что не взяла глицин или аскорбинку с глюкозой.

(сфоткала вверх ногами, но теперь лень ее снова доставать, простите:)

Рекомендации от Кости по поводу хождения в горах.

Ходить нужно друг за другом, след в след.
Ходить проще елочкой (зигзагами или как кто еще это называет): километраж наматывается больше, но зато уклон ты себе как бы искусственно уменьшаешь. Длина одной грани зигзага - дело индивидуальное.
Первым в цепочке должен идти самый медленный участник, остальные подстраиваются под его темп.
Если тяжело идти, попробуйте сосредоточиться на самом процессе, на каждом шаге.
Я лично считала шаги - тоже помогало.
Устал - отдохни:)
Палки нужно делать короткими на подъем, еще короче, чем вы сделали изначально:) Чтобы руку не приходилось сильно задирать каждый раз и тем самым напрягать.
На спуск, соответственно, наоборот. Костя даже учил нас быстро спускаться и у нас даже немного получалось. Но я не знаю, как описать этот способ. Нужно в общем как бы бежать, скользя на ногах и маневрируя палками, держать равновесие. Получалось реально быстрее. На спуске, кстати, ноги стирались намного сильнее. Возможно из-за больших ботинок.
Как определить, что человеку плохо и ему нужно быстрее спускаться: посмотрите ему в лицо - бледность, блуждающий несосредоточенный взгляд, многократные жалобы на состояние и усталость, сонливость, отсутствие аппетита (хотя только аппетит сам по себе не показатель)- первые признаки того, что нужно сбрасывать высоту.
На акклиматизации лучше не просто посидеть как можно дольше на той высоте, до которой вы забрались, а желательно поделать какие-то физические упражнения. Как минимум ходить и разговаривать, можно поприседать или попрыгать.  Хотя мы этого не делали, а просто сидели пили чай и делали селфи.

Еще из важного: не забыть зарегистрироваться в МЧС, взять с собой заряженный навигатор и компас, при малейшем ухудшении погоды - вниз, вниз, вниз.

Повторюсь. Это только наш личный опыт, нужно иметь свою голову, изучать более компетентные источники или брать гида, или все вместе:)

Хотела написать про бюджет. Он в общем-то складывается в основном из снаряжения; жилье, еда и дорога едва ли составят даже 10% от него.
Начала подсчитывать, что сколько стоит по текущим ценам. Лучше бы мне не знать.
В общем, если у вас уже имеется хорошее снаряжение, берегите его как зеницу ока:) Хотя Леша говорит, что если оно у вас есть, то вы и так об этом знаете. Наверное, так и есть.

Можно конечно и сэкономить, закупив все в том же Декатлоне, но это решает каждый сам для себя,а  все прелести действительно хорошего снаряжения можно прочувствовать только там, вне цивилизации.

Наверное, на этом все у меня.

Если я своими излияниями только усилила ваши сомнения, то для компенсации покажу и напомню, ради чего, собственно: