суббота, 15 августа 2015 г.

Камчатка. 150 км по стране медведей. Три рюкзака, три вулкана и один медведь. Часть1. Снежная

Наиболее распространенный сценарий отпуска: ехать из зимы в лето или из лета в еще более жаркое лето. Но суть одна - в ЛЕТО. Ну или в весну хотя бы.
Но иногда странные люди ездят из лета в зиму. И еще с каким нетерпением ждут этой поездки...

Началось все это так.
Обычный рабочий четверг. Работаем в поте лица.
И тут приходит сообщение от Леши:
- "В июле билеты на камчатку по 9 к. Давай купим??"
- "Где?? *и не дождавшись подробностей* давай!"

Ну и купили. Вся операция от случайного нахождения билетов до их покупки заняла считанные минуты :) Мы вообще мастера на подобные покупки. Но сказ не о том.

За ближайшие три дня еще сорвали с места Диму, Петю и Олю поехать с нами.

Итак. Билеты куплены и неплохо бы подумать, что мы, собственно, будем делать на месте.
Как быстро выяснилось, дорогие билеты на Камчатку - это пол-беды. Стоимость туров не отстает, а то и опережает ценники авиакомпаний.

Все вертолетные экскурсии отвалились сразу. И хоть меня периодически подмывало все-таки раскошелиться на Курильское озеро (а потом полгода отрабатывать эту поездку), голос разума победил.
Спорили мы долго и бурно по поводу формата поездки. В итоге решено было так:
мы втроем (Леша, Дима, я) идем в поход по Камчатке на две недели, а Оля и Петя, не доверяя нам как гидам, решили взять экскурсии из Петропавловска-Камчатского на неделю.

Не знаю, стоит ли говорить, но в такой большой поход мы ходили впервые. И сразу за 6,5 тысяч километров от дома, в стране медведей.  Не, ну а чо мелочиться то? :)
Да, без гида. И не надо крутить пальцем у виска, это было круто!

При планировании маршрута пользовались вот этим ресурсом www.tlib.ru. Это онлайн билиотека отчетов о различных походах с хорошим описанием и подробностями по каждому.
Также пообщались немного с ребятами, которые уже ходили там, и взяли готовый gps-трек.

Готовились также и морально. Особенно ко встрече с медведем. Посылали друг другу баянистые картинки и анекдоты про медведей и туристов :)

Такие, например:

Весна. Хочется в лес, на природу. Найти берлогу и разбудить медведя. А потом бежать, бежать от косолапого, задыхаясь от восторга!

Или такие:

Ну а также смешные и не очень видео с участием косолапых)

Если кому интересно, могу подробнее рассказать про подготовку, в том числе про одежду, аптечку и еду.

Сейчас вкратце и самое важное.
Закупку одежды поделили на две части:
то,что очень важно и на чем нельзя экономить, - ботинки трекинговые, непромокаемые (мембранные) штаны, трекинговые носки, флисовая куртка мне, хороший рюкзак Леше (мембранные куртки у нас уже были);
и то, на чем мы сэкономим, купив в Декталоне, - обычные быстросохнущие штаны на каждый день, футболки, фонарики на ноги (или другое название гамаши) и всякое другое нужное барахлишко.

Сразу скажу, подход себя оправдал, каждой вещью были очень довольны.

Я собирала аптечку: взяла туда средства от всевозможных недугов: от поноса до золотухи, как говорится :))
Но все-таки одно, как потом выяснилось, забыла - никогда не догадаетесь - капли для глаз. Потом расскажу, зачем.

Еда. Нельзя переоценить важность этого пункта😆
Решили максимально облегчить вес и вместо тушенки и других консерв сделать сушеное мясо.
Закупили говядины и хозяюшка (это я) насушила. Рецепт могу дать, кому интересно опять же.
Вообще, мясо очень вкусно в качестве перекуса, но не слишком сытно. В итоге мальчики страдали и худели от недоедания и пришлось при первой возможности докупить тушенки и дошираков :)
Взяли еще крупы: гречка, рис, пшено (зачем пшено то?! думали на завтрак будем почивать пшеную кашку, но приготовили один раз в последний день похода от безысходности и еле съели это варево), овсянку быстров на завтрак, орехи и протеиновые батончики на перекусы.
Скудно, зато разнообразно и легко, думали мы. Ага :)

Забронировали квартиру в Петропавловске на день перед походом и день после (на booking.com и на авито) и машину для заброски под первую точку первой части маршрута и переброску на вторую часть (на сайте kamchatka-extreme.com/).

Кстати, о маршруте:
Первая часть, с 18 по 22 июля, поход по Южно-Камчатскому заповеднику: вулкан Горелый, вулкан Мутновский, Мутновская ГЕОЭС и Дачные источники. Местные называют это "Мутный угол".
Вторая часть, с 23 по 30 июля, поход по Налычевскому заповеднику, так называемое Налычевское кольцо, включая вулкан Авачинский.
Оставили по одному запасному дню на каждую часть на случай плохой погоды.

Когда просматривали маршрут, я возмущалась, что переходы в первой части маршрута слишком короткие, всего по 10 километров плюс-минус. О, как я тогда была глупа и не знала, что такое иди по гористой местности по снегу с рюкзаком за плечами!

Прилетели в Петропавловск в 10 утра по местному. Для справки: разница по времени с Москвой +9 часов.  Вылетели в 16 пи эм прошлого дня. Уже вроде бы час ночи по биологическим часам, а тут здравствуйте пожалуйста - утро в разгаре!

Виды на посадке обещали многое

Закупились продуктами и всем необходимым для похода (в основном инструментами защиты от медведей, конечно: фальш-фаеры, сигналы охотника, а также газ и т.д.), погуляли по набережной

и пошли собирать рюкзаки, обедо-ужинать и прощаться с душем.

Из любопытного в ПК (Петропавловске). Никого не удивлю, если скажу, что 99% личных автомобилей - праворукие. Но вот из действительно интересного: число подготовленных для внедорожья машин просто зашкаливает!
Город Лешиной мечты, короче :)

Камчадалы придумали очень интересный способ сушить белье

Икра не продается на каждом углу:( Цены на обычные продукты не сильно зашкаливают, а вот на овощи-фрукты - весьма неприличные.. Как сказал один из наших водителей: "Если ты любишь помидоры, то тебе не повезло родиться на Камчатке".

В течение дня пробовали дозвониться нашему водителю Паше, который должен был на следующий день утром нас забросить под Горелый. Но Паша был недоступен весь день, и это немного напрягало.. Написали ему смс, трезвонили со всех телефонов.. но абонент-не абонент.
К вечеру пошел четвертый десяток часов  бодрствования, мозг думал только в направлении подушки, а нервозность все возрастала с каждой неудачной попыткой дозвона.
Паша появился около 9 часов вечера, как и предполагалось, он весь день был на другой заброске (а это вам не Москва, через пару десятков км от ПК связь уже ловит только посредством "Ау!"). Договорились выезжать в 8 утра. Ура! Наконец закончился этот затянувшийся день и можно лечь спать.

8 утра, 19 июля. И вот он приехал О_о

То, что когда-то звалось Toyota Hilux, наконец соответствует своему слогану "Управляй мечтой" :)

Помчали на "мечте" навстречу приключениям.

Леша по дороге упивался разговорами с Пашей о колесах, резине, подготовке машин и езде по снегу.
Ну а я видами.

Когда мы собирались в это путешествие, мы рассчитывали, что будет снег. Ну, там на вершинах вулканов и частично в небольших количествах попадаться по пути.
В небесной канцелярии, наверное, над нами очень смеялись :)
Выдался очень снежный год (и хоть на камчатском форуме каждый год пишут, что год снежный, но этот был и правда аномально снежный, еще в конце июня, если верить местным *а нет оснований им не верить* он шел прямо с неба...).

Приехали под Горелый и расположились на одном из малочисленных бесснежных пятачков по соседству с удивительными камчатскими цветами.

И быстрее пошли на встречу с нашим первым в жизни вулканом - Горелым.

Тем временем, напоминаю, конец июля..

Высота вершины вулкана составляет 1 829 м . Поднимались 3 часа 20 минут, набор высоты 750 метров.

Если вы берете экскурсию на вахтовке, то подниматься вам примерно столько же, можно взять экскурсию на машине. На такой, например (зацените колеса!):

Крутые камчатские водители действительно умеют ездить по снегу (а это вам не Подмосковные "сугробы" и даже не Урал) и доставят вас  на две трети пути под самую крутую часть подъема, что, конечно, значительно сэкономит силы и время.

Но у нас и сил, и времени было как того гуталина из Простоквашино. Так что мы весь путь на своих двоих :)

Вид в сторону вулкана Вилючинский.

Как раз перед самой крутой частью подъема мы встретили спускавшихся уже Петю и Олю. Их можно узнать по более довольным лицам спускающихся людей :)

Они, хитрюги, увидев, что мы подустали и приуныли, нас приободрили, что самое сложное еще впереди, и наврали, что мы еще только на четверть пути к вершине, и довольные пошли на спуск. Ведь их там ждала кашка.. :)

К слову о переменчивости погоды в горах.
Пока поднимались погода сменилась 3 раза: сначала солнце светило как сумасшедшее, что даже пришлось снимать верхние непромокаемые слои одежды, потом пошел дождь, резко переходящий в ливень (главное - вовремя снять непромокаемую одежду:) ); сразу за ним вышло солнце и мы даже успели просохнуть; а на вершине - та-дааам - нас встретил град!

Мы и Камчатская белка-летяга переросток. Оказалась весьма дружелюбна, если не забывать ее кормить.

Кратер Горелого.

На самом деле, кальдера вулкана Горелый имеет размеры 10х13 км (вдумайтесь в масштабы!) Горелый - действующий вулкан, который извергался более 50 раз, он имеет 11 кратеров.

Кратеры, в которых происходили извержения, в настоящее время заполнены кислотными озерами очеь красивого зелено-голубого цвета (на фото слева, оно еще замерзшее под снегом, и видимо не судьба ему в этом году растаять).
Сейчас вулкан в фумарольной стадии активности (дымок справа - это как раз фумарола).

Вид с Горелого на Вилючинский, который весьма напоминает торт Санчо Панчо (или я просто голодная была?).
Кстати, вернитесь на прошлое фото чуть выше  с видом на этот вулкан и зацените, как изменилось небо: облака там летают как сумасшедшие по небосклону, как будто у них там картинговые заезды.

Спускаться было веселее!
По снегу это делать еще и очень удобно. Особенно, если ты белка-летяга.

Спуск занял чуть больше часа. Тем более, что мы не взяли с собой никакого перекуса, и это нас ускоряло. По пути еще пару раз солнце сменилось доджем и обратно.

Поставили палатку.
Вы спали когда-нибудь под вулканом?

Поели, залезли в спальники... дальше я не в курсе, вырубилась, не успев даже посчитать, сколько мне осталось спать до подъема. Дело было около 7 вечера.
Сначала думала, что это смена часовых поясов так влияет, но последующие дни показали, что ничего подобного: я всегда мгновенно отключалась после ужина. А ведь хотела писать путевые заметки вечерами на свежую память, с прекрасными видами...

Про медвежью безопасность: в подобных местах, где медведи разгуливают без присмотра, и в любой момент могут по-товарищески зайти к вам на ужин, ни в коем случае нельзя есть в палатке. И ни в коем случае нельзя брать еду с собой в палатку на ночной дожор.

Ели мы в нескольких метрах от палатки, а потом всю провизию прятали еще подальше от места ночевки, прикрывая тентом и камнями. Не хотелось, конечно, чтобы косолапый съел наши обеды, но еще меньше хотелось заполучить его в качестве ночного гостя (у меня уже заготовлена для вас отличная история на эту тему :) но по порядку..)

Утро следующего дня.
Все в облаке, видимость очень плохая. И почему-то нет ни одного нормального фото..
Позавтракали и в надежде, что разъяснится, двинули в следующий день. Нас ждал 10-километровый переход до вулкана Мутновский.
Про расстояния я уже говорила: не нужно их недооценивать, если ты в горах и с рюкзаком. А уж тем более, если ты с рюкзаком, который шире и выше тебя самого, даже Димы.

Немного разъяснилось.

А потом видимость вернулась окончательно :)

Примерно в тот момент, когда я делала это фото, я обронила свою варежку и благополучно не заметила этого.

На привале пропажа обнаружилась и, чертыхаясь на свою рассеянность, побежала (без шуток и преувеличений) ее искать по нашим следам. Нашла :)

На предыдущем фото, кстати, видна гора Двухгорбая (дальняя, за которую облако зацепилось). Мы как раз к ней и шли. И кажется, что она так близко.. Но это все коварный обман!
Мы это поняли сразу и неоднократно подтвердили в этом походе: казалось бы, вот он, вулкан, рукой подать, 15 минут шагом - и ты на месте. Но ты идешь час, два.. а до этого несчастного вулкана  все те же "15 минут шагом"! А он стоит там такой красивый, покуривает свои фумаролы и даже не думает приближаться.. Подстава :(

Солнце светило всю дорогу. И мы сгорели как руссо туристо на пляже в Турции, не смотря на то, что обмазались кремом от загара (который, кстати, я забыла и нам великодушно одолжил Паша. Спасибо, добрый человек!)

У меня, например,  впервые в жизни обгорели уши и голова, не лицо! а пробор в волосах.
Зато получился чудесный очковый загар :)

Дошли до места в два часа дня, итого путь занял 4,5 часа.

Вид на Мутновский с места нашей стоянки.

Наша палаточка и вид на Горелый в другую сторону.

В остаток дня мы много дурачились, снова встретили Гигантскую Камчатскую Белку-летягу (везение то какое невероятное!!) и нафотографировали вдоволь столь редкого представителя местной фауны.

Белка очень хочет научиться летать! Но пока ей удаются только прыжки на фоне вулканов..

Повстречали даже детеныша бельчонка-летягу

Но если совсем честно, весь день мы ждали ужина. И даже день этот вошел в нашу историю под названием "День ожидания ужина".

Даже белка устала ждать и приуныла...

К вечеру снова набежали облака, и все мои чаяния снять виды на закате - коту под хвост..

Гора Двугорбая

Вечером все стандартно: поужинали, спрятали еду от зверей и в спальник, мгновенное отключение.

День третий похода - восхождение на Мутновский.
Было пасмурно, но облака висели высоко, так что решили идти.
Нам нужно было набрать 720 метров высоты.

Вулкан необычен тем, что у него нет ярко выраженного конуса, в отличие от большинства других. Он имеет сложное строение и образовался из четырех объединившихся сопок. Высота его 2 322 метра над уровнем моря.
Мутновский  - один из самых живых влуканов Камчатки, столбы выделяющегося газа видны издалека (приглядитесь на фото ниже и вы легко их обнаружите).

По пути медведя не встретили, но зато встретили его, простите, какашки :)
Не знали: не то радоваться тому, что мы хоть какую-то частичку медведя повстречали, не то напрячься и начать в каждом шорохе слышать медведя..

Сфотографировались с ними (мы же не знали, что мы потом все-таки встретим и самого медведя).

Больше никаких медвежьих следов обнаружено не было.

На самом деле (хоть на фото и не скажешь) этот траверс проходит по весьма крутому склону и оступиться очень нежелательно,

а то поедешь вниз  как белка на вулкане Горелом, только существенно быстрее.

Это ходы уже внутри Мутновского:

Вид на сопку Опала

Шли долго и упорно. Более того, опыт Горелого нас ничему не научил, и мы снова не взяли перекус. Тут уж на Диму как на дежурного всех собак спустили и даже всерьез рассматривали вариант лишить негодяя его порции мяса на ужин.

Приближаемся к фумарольному полю. Опять же, белый дым от скал - фумаролы, а внизу течет ядовитая серная речка. Запах соответствующий :)
Кстати, именно поэтому на Мутновском, в отличии от Горелого, пить можо далеко не везде, и у нас на карте была отмечена точка последнего ручья, из которого еще можно было набрать воды.

Через 4 часа после выхода добрались до фумарольного поля.

Инопланетно...

На этом фото хорошо видно, что оттуда не только сернистые выделения идут, но и плещется, бурлит некая черная субстанция.

Посидели, отдохнули, погрустили об оставленных на базе орешках, спустили оставшихся собак на Диму... ибо обычно на этом месте все группы устраивают обед. И помчали (ну ладно, вру - поплелись) к кратерам.

Тысячелетние воздействие газов из фумарол раскрасило склоны внутри вулкана в самые разные оттенки - от синего до бурого.

Чтобы попасть к воронкам, нужно пройти через само фумарольное поле. И мы сначала немного боялись всех этих дымящих отверстий. Температура там внутри достигает колоссальных значений -150 градусов, и это они еще остыли. В 1964 году температура фумарол на Мутновском достигала 950 по Цельсию!

И вот он, первый кратер, уже затухший, о чем нам говорит озеро великолепного бирюзового цвета

А это вторая воронка - активная, фумарольная

Именно в ней в основном  происходили все последние извержения этого вулкана, а их было порядка 10 за посление 100 лет. Самое свежее наблюдалось в марте 2000 года.

Подъем ко второй воронке достаточно крутой и там даже провешены веревки

На перешееке между двумя кратерами решили протестировать наш антимедвежий сигнал охотника. Леша остался им очень доволен :)
Смотреть со звуком и до конца!))

Когда вернулись обратно на фумарольное поле, там уже сновали толпы туристов и их становилось все больше.
Мы очень обрадовались, что пришли сюда раньше других и успели насладиться видами и тишиной вулкана, нарушаемой только бурлением речки и фумарол.

Все те места, на которые мы боялись заходить, были заполнены людьми (отчасти преимущество походов с гидами - он подскажет, куда можно пойти, не рискуя быть сваренным в фумарольном котле).

Ну и мы тоже пошли поближе рассмотреть все эти вулканьи прелести.

Самые внимательные найдут на фотографии людей:)

Утащила оттуда пару ярко-желтых серных камушков, которые имеют запах спичек.
На самом деле, ярко-желтые наросты - это сконденсировавшаяся сера.

Зашли в самую гущу, чтобы сделать фумарольное селфи.

И отважный фотограф в серном дыму

А вот еще одно видео оттуда. Бурлящее.

Еще раз порадовались, что народ все прибывает, а мы уже уходим, и ушли на спуск.

- "Сфоткай меня на краю обрыва" - "Не вопрос"))

Могу лишь сказать, что там правда был обрыв. Просто кто-то фотограф "от бога"...

Дима тоже захотел себе фото "с обрывом"))

На спуске встретили Пашу, он как раз вел туристов на подъем. И договорились, что так как мы не потратили запасной день, то он нас с промежуточной точки заберет на день раньше.
Он сам не мог этого сделать, но пообещал прислать за нами "прадик" (еще одна из серии Управляй мечтой - Toyota Prada). Только нужно было скинуть ему смс с нашим номером еще раз, чтобы он передал его второму водителю.

Мы правда немного забыли про отсутствие связи то у нас, то у Паши. И потом опять слегка понервничали по поводу заброски. Но это все потом..
А пока мы довольные с мыслями об обедоужине спускались обратно.

Еще раз тот же вид на сопку Опала, только уже при ясном небе

А вот сюда вас могут доставить на снегоходе. Но это совсем нечестно, как по мне, 90% пути проехать - никакого чувства достижения и покорения.
Прощается только старым и немощным :)

На обратном пути мы решили сходить к водопаду в овраге Опасный.

Вид назад, на вулкан.

Вид на водопад и бонусом вид на вулкан.
Глубина Оврага достигает 120 метров, а высота водопада - 80.
На сегодняшний день это самый большой водопад, какой я видела (но уверена будут еще ;) ).

С вулкана течет речка, образованная таящими ледниками и снегом, которая так и называется - Вулканная :)
Вот она то и свершает здесь свое нескончаемое свободное падение в ущелье под название оврга Опасный.

Спустились ли мы к водопаду? Ну что за вопрос, конечно!
Все видят радугу в левом нижнем углу водопада? А теперь представьте, что в живую в мильон раз краше ;)

В другую сторону, овраг Опасный

Еще одно видео (последнее в этом посте. честно!)

Спасибо, мироздание, что я видела это своими глазами!

А, кстати,  по пути к водопаду я успешно открыла счет и упала два раза прямо вот на такие камни как на фото ниже, и даже *бабушка, не читай сейчас!* немного разбила коленку.
А во всем виноват Дима, ящетаю. Он не взял перекус, и я ослабла, ноги заплетались :(

Еще немного о фантастических камчатских цветах

Рододендроны, Леша и гора Двугорбая

В эти колокольчики влюбился даже Леша, так что про себя я вообще молчу..

На обратном пути светило солнце и, не взирая на крем, мы обгорели по новой..

Отважный покоритель вулканов!

Итак, мы благополучно спустились, поужинали (если кто переживает за Диму, сжалились на первый раз, и порции мяса он лишен не был!) и... вырубились, да. Но ненадолго..

А теперь в лучших традициях бразильских сериалов, я закончу первую часть рассказа.
Могу лишь пообещать вам, что в следующих частях (да-да, их будет еще не одна, я слишком многословна) будут истории про медведей и много-много-много удивительной красоты Камчатки.

Так что не переключайтесь надолго :)

Камчатка. 150 км по стране медведей. Три рюкзака, три вулкана и один медведь. Часть 2. Евражная