воскресенье, 5 апреля 2015 г.

Поездка на Кольский. Часть 2. Белое море

Не прошло еще и половины отпуска, самая северная точка маршрута пройдена, а впереди еще очень насыщенная программа.

Двинули на следующую точку - Перевал Геологов, откуда в теории открывается прекрасный вид на Умбозеро и окрестности. Находится это все дело примерно посередине Кольского полуострова.

Погода была с нами не согласна и затянула все небо в облака. Но мы же упертые: закинулись птицами и свиньями (я про мармеладки Angry Birds, если что, невкусные, кстати) и решили все же попробовать.

Дорога представляла собой каменистую колею, широким серпантином уходящую наверх. По пути бесконечной чередой: либо куски нестаявшего снега, либо ручьи из тающего.
Видимость не особо.

Доехали до очередного снежного завала, и тут разум возобладал и мы решили развернуться. Ну точнее, я настаивала на пешем завершении маршрута, но кое-кто из нас двоих ходить категорически не любит.

Раз эта точка выпала, решили включить в маршрут так называемую Дорогу тысячи ручьев, которая до этого стояла под вопросом.
Дорога тысячи ручьев считается одним из главных джиперских маршрутов на Кольском. Ну... удовольствие, честно говоря, сомнительное...
Кроме красивого названия ничего красивого в ней больше не ищите. Видов она никаких не открывает: проходит по лесу через бесконечные ручьи, ручеечки и реки, у которых нет мостов либо они в таком состоянии, что безопаснее вброд; иногда она выходит прямо на шпалы довольно узкой заброшенной железной дороги.

Я поначалу даже задалась целью сосчитать количество ручьев и рек на пути, но будучи блондинкой от природы быстро утомилась.

Скорость что-то около 5 км/час, даже если выезжать на шпалы, сильно не разгонишься - от тряски рискуешь потерять пару-тройку зубов и все содержимое желудка.
В общем, дорога утомляет очень быстро, а ехать по ней очень долго...

Единственным и даже волнительным развлечением были переезды через реки. Вот тут-то нам и пригодился тот самый комбез :) Шноркель все же не понадобился все равно.
Перед рекой мы останавливались и шли проверять дно и проходимость реки: ну то есть прямо пешком ее переходили. Так как реки эти берут начало в Ловозерских тундрах (тундры - горы по-саамски), то они весьма не спокойные и даже подчас бурные.
У меня пульс заметно подскочил, когда я переходила одну из них, потому что потоком сносило очень настойчиво. Хорошо, мама этого не видела. После этого Леша ходил на разведку сам.
Есть даже видео, как мы "форсируем" реку:) Но оно наполовину вертикальное (фейспалм, стыд, позор).

По пути нам встретился один мужчина, направлявшийся на велосипеде в обратную сторону.
Дядечка этот оказался очень приятным и общительным, держит где-то на озере базу для туристов-рыбаков. Очень подробно несколько раз рассказал нам, как лучше проехать эту дорогу, какие реки лучше не пересекать и объехать по "ж/д". Мы, правда, отъехав на сто метров тут уже запутались и половину ориентиров не нашли.. (а все потому что мы не ищем легких путей).
А еще он с барского плеча подарил мне расчудесного копченого окуня! которого мы радостно съели на ужин (пишу это и даже желудок заговорил от воспоминаний..).

Под конец пути мне доверили святую святых - порулить уазом!
Леша мне объяснил, где находится... эмм... какая-то штука, которую я не должна убить о камни, и я старательно все объезжала:)
Устала уже через 15 минут, но продолжала хорохориться.

Переночевали где-то там же, в лесу, в компании с особо дикими комарами.
Чистила зубы прямо в сетке-наморднике:)

И на следующий день отправились через Апатиты в Умбу.
Умба - это небольшой (но в то же время самый крупный) поселок в Терском районе на берегу Белого моря. Умба - одно из старейших поселений Кольского полуострова.
Умба - клевое название, в конце-концов:)

Фото сделано не то поздно ночью, не то очень рано утром. Полярный день во всей красе.

В Умбе была наша вторая ночевка в цивилизованном месте, с общим душем на всю гостиницу, но на кроватях. Нам даже предложили поселиться в комнате с медвежьей шкурой на полу как в более крутой.  Мне кажется, девушка на "ресепшене" не поняла, почему я с таким ужасом от нее отказалась и выбрала менее мажорную комнату.

На следующий день мы отправились непосредственно на Терский берег Белого моря.
Набежало немного тучек,

но также быстро небо расчистилось.

Путешествие пропуска mail.ru. Мы все время забываем его фотографировать.

Проехали через деревню Кузомень ради того, чтобы посмотреть и поездить по так называемой (ошибочно) "самой северной пустыне". На самом деле там находится техногенная пустошь, явившаяся результатом слишком активной вырубки лесов и выпаса скота.
Если интересно, можно больше почитать вот тут про Кузоменьские пески.
Сама деревня, состоящая из одной улицы:

Опять рыжая собака:)

А вот и пустыня:

Забор, чтобы не разносило песок:

Популярное место среди джиперов, мото- и квадроциклистов:

По пути заехали на Аметистовый берег, расположенный на мысе Корабль.
Если вы думаете, что это туристическая заманушка, то отбросьте все сомнения. Там реально аметисты!
Но если вы думаете, что там можно обогатиться, то тоже отбросьте эти глупые мысли.
Потому что мы уже попытались это сделать, и все не так просто))
Найти хороший, цельный, да еще и сколько-то крупный кристалл - непростая задача, тем более, что все уже исхожено там до нас.

На фото не передается, как блестят эти камни на солнце..

Мы долго искали там  какую-нибудь мини-версию "эльдорадо", но нашли лишь немного камней:

Спонтанно решили прокатиться по отливу.
Вообще спонтанные решения - они обычно самые лучшие. Я до сих пор помню это ощущение ветра в волосах и на лице, моря, гоняющих мимо байкеров... какого-то глупого счастья просто от того, что ты движешься навстречу горизонту без определенной цели..

Отлив очень быстро сменился приливом, и мы засобирались свернуть на дорогу и... застряли, а морюшко все прибывает..))

Каждый стал заниматься своим делом: Леша начал копать, я - фотографировать.
Откопался довольно быстро и мы умчали.

А направлялись мы к тоне Тетрина (тоня - ударение на последний слог, в отличие от Устюга:) - промысловая база поморов, коренного населения беломорского побережья).
Тоня Тетрина - это одновременно и древнее поморское селение, реконструированное удивительным человеком, фанатом своего дела, Александром Борисовичем Комаровым;
это и музей, рассказывающий о жизни поморов и даже саамов (еще более древнего населения здешних мест);
и что-то типа турбазы, но совсем не в привычном понимании этого слова.
Здесь можно снять домик и пожить  вдали от цивилизации, без связи, без интернета, без электричества: просто море, просто деревянные домики, настоящая баня, уха, сваренная самим хозяином тони, тишина, птицы...

Нам немного неповезло, бронировать места в Тоне Тетрина нужно сильно заранее, потому что гостевых домиков там совсем немного (если быть более точным, то один) и вполне вероятно, что за полгода до сезона мест уже не будет.

Помимо этого, мы очень хотели купить рыбы на ужин, когда мы приехали в т. Тетрина, Александра там не оказалось, и мы поехали по берегу, нашли еще одну базу, где хозяин подарил нам целый мешок свежевыловленной трески!

Когда он стал накладывать в мешок одну за другой рыбины, мы сначала запротестовали, потому что даже не условились еще о цене, да и не съесть нам столько.. Но он даже слушать не хотел об оплате: "берите пока дают!".
Мы, настолько не привыкшие к тому, чтобы незнакомый человек просто так вот дарил тебе что-либо, а уж тем более 4 кг трески,  были в приятном шоке и долго рассыпались в благодарностях. А потом я ее долго-долго чистила и радость от такого большого количества рыбы потихоньку спадала...

Сварили сразу ухи и пожарили на костре на решетке, как там говорят? Гастрономический оргазм, ага.

Здесь мы решили остановиться на два дня и на второй день направились в тоню Тетрина на экскурсию.

По-хорошему, про это место нужно бы писать отдельный большой рассказ и провести там не день-два, а дней пять.
Так как мы экскурсию заранее не бронировали, то Александр Борисович нам все рассказывал, попутно делая свои дела.
Сначала мы просто походили по окрестностям.

Ледник, в котором хранится выловленная рыба.
Вместо холодильника, в общем:

Лодки поморов.

Домик хозяина.

Затем он нас напоил чаем с рыбным пирогом и рассказал про быт поморов и много-много разных интересных вещей. Не человек - а кладезь знаний. Причем все эти знания не лежат бесполезным багажом в памяти, а имеют прямое практическое применение (как и из чего сделать лодку с нуля, чем в практическом применении отличается сосновая смола от еловой, как растопить настоящий самовар....).

И включил нам даже самый настоящий, заводимый ручкой, граммафон.

Каждая засечка на карте - это тоня. Раньше их было несчетное количество на Терском берегу.

Сети.

Капкан на медведя.

Устройство для затаскивания лодки на берег.

Подарил мне беломорские рогульки: целую и в разрезе. Каждая рогулька уникальна и неповторима.

Провел нас по своим музеям: их у него очень много и все такие... "живые" что ли...
Музей посвященный изготовлению лодок и бочек, музей Великой Отечественной Войны и роли поморов в ней, музей саамской самобытности...

Приборная панель разбившегося самолета.

Плащ летчика.

Двигатели упавшего американского самолета.

И его крыло.

Жилище саамов.

Времени было слишком мало, а слушать его рассказы можно бесконечно долго. Очень жаль, что не было времени остаться там еще.

Напоследок он взял Лешу поплыть на лодке проверить сети. И принес две огромные рыбины длиной от вытянутой вниз руки до земли: семга и лосось, если я не ошибаюсь. Из них он потом сварит уху своим постояльцам. Эх.. жаль, мы в их число не входили.

Самое уютное в мире кресло:

Опять ночное фото:

А наутро стало так.

Но это не мешало мне делать свою Сурья Намаскара и приветсвовать солнце, спрятавшееся где-то там, за туманом.
Я уже писала, что в таких местах делать этот йожный комплекс - особое удовольствие? Напишу еще раз. Повторение - мать учения:))

Вот еще немного фото.

А дальше мы умчали на Соловецкие острова и Онежское озеро. Но об этом потом:)

Первая часть рассказа. Полуостров Рыбачий и мыс Немецкий.