понедельник, 24 октября 2016 г.

Восхождение на Эльбрус с юга. Акклиматизация: Обсерватория и Чегет

Любят люди все самое-самое. Самые высокие горы, самые крайние точки, самые вкусные булки...

Самая высокая точка Европы, одна из высочайших вершин планет, входящая в список "Семь вершин", молодой вулкан, имеющий две вершины: Восточную (5 621 м) и Западную (5 642 м). Такой близкий, такой известный и популярный среди как горовосходителей, так и лыжников/сноубордистов. Эльбрус.

Идея взойти на Эльбрус поселилась в нашей голове давно и периодически всплывала во время обсуждения вариантов следующего "отдыха". А решились на это мы спустя лишь несколько лет.

Месяц был выбран август как месяц с самой устойчивой хорошей погодой в тех местах. А дальше оставалось лишь подготовиться - фигня вопрос.

Мне кажется, уже нет смысла говорить, что Леша проштудировал все имеющиеся на тот момент форумы, статьи, видео и вообще любую крупицу информации по этому поводу. Забегая вперед, скажу, что именно благодаря ему мы взошли так беспроблемно. И да, забегая вперед, скажу, что мы взошли:)

А готовились мы конкретно:
закупали снаряжение и одежду, Леша строил план акклиматизации и восхождения, мы с Димой даже прошли курсы первой помощи:)

Нисколько не преувеличу, если скажу, что это одно из самых оправданных вложений в себя, и даже если вы не собираетесь в горы.

Помимо времени восхождения будущему горовосходителю необходимо определиться со стороной силы восхождения: то есть с Севера заходить или с Юга.

Единственный (и решающий для меня) аргумент за Юг - виды на Главный Кавказский Хребет и вы в этом убедитесь, если продолжите чтение:)
Хотя интереснее, конечно, заходить с Севера: меньше народа, в виду отсутствия подъемников и ратраков, восхождение по той же причине получается честнее - все своими ножками.
Но виды с севера по сути на равнину:

vs.

Со стороной тоже решили.
По суммарному времени акклиматизации и восхождения можно сделать очень по-разному.
Гиды могут сводить и за 3 дня - если у вас нет времени, сил, но есть деньги и галочку поставить хочется.
Более серьезный план предполагает 5-6 дней акклиматизации+ день восхождения+ 2-3 дня запаса на случай непогоды.

Еще один важный момент - с гидом или ну его.
У нас маятник постоянно качался то в одну, то в другую сторону. В итоге, решили, что акклиматизацию пройдем полностью сами, а на день восхождения и ледовые занятия возьмем Лешиного давнего знакомого альпиниста.
И раз уж я все время забегаю вперед: взошли мы в итоге все же без гида, но по порядку.

Выезжаем по традиции в дождь, по традиции нас трое, по традиции на уазе:)
Не по традиции и вообще не понятно как это произошло, но за три дня до выезда я заболела. Температура, сопли, слюни, слезы.. Вливала в себя литры терафлю, попутно слушая истории про умирающих  в горах от малейшей простуды. Решила все-таки ехать и по состоянию принимать решение о восхождении.

По дороге собираем оживленный трафик.

Конечная точка - Терскол.
Забронировать кемпинг заранее не удалось, выясняем, что на окраине есть еще один и заселяемся туда.  Ночь в кемпинге стоит 100-200 р с человека + 100 р за машину. И дааааже там можно принять душ за сумасшедшие деньги - 50 р с человека! О да, про душ я еще расскажу, ибо это моя больная тема в наших путешествиях.

Народ кучковался у своих палаток, в основном просто отдыхающие, но в довольно большом количестве.
Наш дом на ближайшие два дня:

И наш наглый сосед, который не гнушался любой подачки

План акклиматизации предполагал для начала две радиальные вылазки из кемпинга - на Обсерваторию (3 148 м) и на г. Чегет (3 464 м).

Первый выход решили сделать на Обсерваторию. О, как мы были рады, что выбрали именно такую последовательность, когда на следующий день чертыхаясь заползали на Чегет.

До этого самая большая высота, на которой мы были  с Лешей, - вулкан Авачинский на Камчатке, 2 741 м.
Поэтому после преодоления этой отметки каждый новый рубеж высоты отмечался приободряющей пятишкой:)

Обязательный к посещению водопад Девичьи косы. Название говорит само за себя:

Примерно с того места, где домик, а это около 3 000 метров высоты, мне стало плохеть: тошнота, ватные ноги, нежелание говорить. Честно сказать, меня это очень пугало, ведь нам предстоял подъем на 5 642, а я начинаю умирать уже на трех тысячах.
Помню, что Леша в тот момент шел и пел какую-то песню, что напрягало еще больше: почему все себя нормально чувствуют, а я сливаюсь?!

Во и сама обсерватория. Как пишут в интернетах, она не охраняется и на территорию можно зайти.
Но мы не стремились туда.

Когда мы дошли до нашей цели, единственное, чего мне хотелось - это проблеваться и лечь, простите, присесть. Ребята вроде бодрились и выглядели получше.

В какой-то момент, практически за пару минут, тучи сгустились и пошел... ГРАД. Мне было настолько все равно, что я даже не сделала ни одного фото (представляете, как я себя чувствовала, что Я и не сделала фото, даже на телефон))
Наверху дул сильный ветер и без движения мы стали замерзать, прибавьте к тому падающие с неба льдинки.
Расчехлили термосы и перекус. Согрелись, от сладкого чая становилось все легче.

Когда съели все запасы прошли акклиматизационные полтора часа, мы засобирались обратно.

Ромашковая дорожка к водопаду - вот, где надо снимать свадьбы и лавстори:)

Слои из вулканической породы:

А это противолавинные пирамидки, которые разрезают лавину, тем самым делая как минимум не столь разрушительной. Начали строительство после того, как петух клюнул одна из сошедших лавин перекрыла дорогу на Чегет и даже реку Баксан. Согласно интернет-источникам, на различные противолавинные сооружения в этом районе было потрачено около 3 млрд рублей, проект включал в себя строительство лавинорезов, дамбы, и вот таких пирамид:

Местные Milka

Найди Люду:

Первый акклиматизационный выход можно считать успешным. Можно и поужинать.

Местные чебуреки вообще отличаются размером.

Вечером к нам опять пришел сосед  и заставил меня устроить ему фотосессию, не могла отказать.

На следующий день завтракаем и собираемся на Чегет.

Стабильно хорошее настроение во время еды:)

К слову сказать, одна из причин, почему я люблю такие отпуска, это возможность и даже необходимость есть убойные дозы сладкого, да и вообще просто убойные дозы, и при этом слышать после отпуска заветные три слова "Ты что похудела?" :)

Поляна Чегет:

Справа виднеются подъемники, но это не наш путь. Наш  путь - путь страдания и боли, и он начинается левее, по чудесной дороге с уклоном до 30%. Если градус уклона вам ни о чем не говорит, то представьте, что вы в течение четырех с половиной часов поднимаетесь по лестнице погожим солнечным днем без намека на тень хоть где-либо, а сзади у вас болтается рюкзак с лишь самым необходимым, но все равно тяжелый, гад: с едой, водой и теплой одеждой, ибо не стоит недооценивать возможности ветра в горах.

Обратите внимание на эту гору  и характерный ледник в виде цифры семь. Она еще не раз будет мелькать на фото. Гора называется Донгузорун, а ледник как ни странно "Семерка". Считается одной из сложнейших вершин Большого Кавказского Хребта.

Интересное место - горы. Здесь нужно очень обильно мазаться кремом от солнца с самой высокой степенью защиты, и не упустить ни одного клочка своей бледной кожи, иначе - привет здесь изнываешь от жары и жажды, но любое дуновение ветра способно вернуть тебя к реальности - ты не на пляже, поэтому в любую жару все равно несешь с собой и на себе флиски, ветровки, термобелье..

Возвращаясь к теме мест для свадебной фотосъемки:)

Через два часа подъема мы дошли до кафешки и совершенно спонтанно решили там перекусить, о чем потом пришлось горько жалеть, ибо после вкусного обеда набирать еще около 700 м высоты становится настолько грустно, что даже не описать словами..

А еще не описать словами, насколько вкусными были те пирожки с клюквой и тот чай с еловыми шишками...

Люди, едущие на подъемниках, выглядели намного счастливее нас..

Продолжение серии найди Люду:

Камнепад на Донгузоруне (точнее, на фото видна только пыль от падающих камней), в этот момент было весьма приятно осознавать, что мы на другой горе:

Вид с вершины. Белое пятно посередине кадра - это вчерашняя обсерватория, а ниже и левее - вчерашний водопад, полоска поперек горы - наша вчерашняя дорога:

На вершине Чегета:

Но на самом деле - нет. Сама вершина находится за моей спиной на этом фото и туда без специального оборудования (обвязка, веревка) идти крайне не рекомендуется. Хотя мы видели отважных, а скорее всего, просто неведающих людей, которые пытались свести счеты с жизнью подняться туда.

Мы же на этот раз обошлись чуть стертыми ногами, обгоревшими носами и шеями, но зато почти без головных болей и тошноты. Успех:)

Акклиматизационные полтора часа на верху - и вниз. Спуск у нас занял..

20 минут! Все эти четыре с половиной часа подъема за 20 (!!) минут вниз..
Вот таким нехитрым способом:

Этим же вечером нам необходимо было найти все то необходимое, что нужно взять в аренду, так как на следующий день мы уже отправлялись на гору.
Я, наверное, сделаю отдельный пост со всякими, назовем их, "техническими деталями" и расскажу, что почем.
Сейчас лишь скажу, что арендное снаряжение не рассчитано на миниатюрных дам, небольшого роста и с размером ноги 36. Зато Диме все было впору :)

Этот день был знаменателен также тем, что мы приняли душ. И да, я практически приравниваю эти два события - принять душ в походе и взойти на Чегет.

Вот так выглядела самая вожделенная для меня комната на тот момент:

Как это происходило: хозяин кемпинга нагревал на дровах бочки с водой, потом заливал горячую воду в эти черные канистры над кабинками, разбавлял кипяток холодной водой и вуаля - все блага цивилизации у вас под боком.
Я забронировала душ еще днем и это было очень правильным решением, потому что когда остальные товарищи отдыхающие пронюхали про душ, собралась целая толпа желающих.
Мылась я долго и с большим энтузиазмом, потому что в следующий раз мне предстояло это сделать только после вершины.
Нет, меня совсем не беспокоило, что там щели и что кто-то что-то может увидеть. Единственное, что меня волновало на тот момент, это надолго ли хватит воды и не простужусь ли я еще больше от ночевки в палатке с мокрой головой.
В итоге решено было спать в шапке.

Начиная со следующего дня, мы жили и акклиматизировались на самом Эльбрусе.
Последний рассвет в кемпинге.

Перед подъемом заехали в Альпиндустрию за снаряжением, где счастливые люди с легким сердцем уже сдавали его, попутно получая поздравления "С Горой!" и просматривая фоточки с вершины. Мы же, напротив, с легким волнением набирали необходимое.

Не оставляла мысль, что на горе все будет совсем по-другому. Нельзя в любой момент просто взять и уйти в случае непогоды или еще чего, нельзя сбегать в магазин или аптеку, если что приспичит.
В общем, начиналась новая глава. И о ней в следующей части.