четверг, 3 сентября 2015 г.

Камчатка. 150 км по стране медведей. Три рюкзака, три вулкана и один медведь. Часть 3. Медвежья.

Ну наконец-тоо! Будет медведь.

Но до него еще нужно дойти.
А пока мы вышли с базы под Авачинским и отправились на перевал.
Во второй части нашего похода переходы были раза в два длинее, чем в первой. А еще их можно разделить на "белая" и "зеленая", "зимняя" и "летняя", "безмедвежья" и "медвежья", в конце концов!

В первый день мы прошли 17.8 км за 8 часов.

На базе под Авачинским инспектор нам, кстати, дал специальную брошюру с картой и описанием того самого маршрута, по которому мы собирались идти.
Называется он "Налычевское кольцо. Схема экотропы через Авачинский перевал до Аагских источников".
В нем были отмечены координаты точек для навигатора, и трек отличался от того, который был забит в навигаторе у нас. Трек из брошюры показался нам более адекватным: в нем было меньше набора высоты и меньший километраж. В итоге шли по точкам, периодически сверяясь со "старым" треком. Даже при таких раскладах без сбоев в навигации, конечно, не обошлось))
Что бы мы делали без gps, боюсь даже представить..

Погода опять радовала: никаких туч и тумана, прекрасные виды.

Вот это все черное - вулканический пепел.

В этот день мы, кстати, выяснили, что у нас проблемы с квартирой в ПК. Так как ни один из двух запасных дней мы не использовали во время похода, мы должны были вернуться на два дня раньше в город. Один день решили использовать все же в Налычево, а второй некуда было приткнуть, тем более еды на него уже не хватало.
И тут выяснилось, что никто (а если уж совсем честно, то Дима, ибо это его зона ответственности была) не подтвердил заезд в квартиру на день раньше и ее заняли. Искать новую до окончания маршрута  - не вариант, так как связи вплоть до конца больше не предвиделось.
Так и шли мы, рассуждая, как мы отлично заночуем в палатке в городском парке:)

Первое препятствие на пути: щель в снегу, под которой течет река.

Долго ходили, искали, где ее перейти безопаснее, в итоге перепрыгнули почти на том же месте, в которое пришли сначала.

Первое место с ручьем и привал на обед.

Это фото обязательно должно быть здесь:)
Почему-то измученный и обгорелый Леша, хотя утверждает, что был очень доволен в эти дни.

Так как по сути первые два дня после Авачинского мы обходили этот огромный Корякский вулкан (на фото выше и ниже - Авача, помним про характерный рельеф?:) ), то постоянно приходилось переходить вот такие горные речки, образованные тающим на вулкане снегом.

Обычно мы искали такое расположение больших валунов на речке, чтобы можно было по ним перескакать на другой берег.
Честно - мне было немного стремно. Камни скользкие, течение сильное, и хоть речка совсем неглубокая, упасть туда, в ледяную воду, замочить ботинки и не только - перспектива совсем не улыбалась..

Видосик, на котором видно, какой я трус на самом деле:)

На самом деле, по нашим подсчетам, на переход одной речки мы теряли от 15 до 25 минут, что довольно сильно снижало нашу и без того не самую стремительную среднюю скорость..

Хоть на каком-то фото я почти ростом с Диму!

Незадолго до окончания маршрута (метров сто, как оказалось) я в первый раз за весь поход взвыла и попросила привал. А все дело было в ужасно ноющей боли в районе шеи: фотоаппарат, висящий на оном месте, дал о себе знать через 17 км пути.
На более коротким пробегах прошлого кольца я не успевала еще это почувствовать, а во второй части похода - с лихвой!
Массаж шее, как и педикюр ногам, я тоже клятвенно обещала, но, конечно же, обманула и тут..

Наконец, добрались. Палатку пришлось ставить прямо на этом песке, зато близко к воде.

А это фото было сделано через полчаса после предыдущего:

Как только скрывалось солнце, начиналось торжество тумана. Он набегал настолько быстро, и сразу становилось зябко и влажно.  И немного мистически..
Белка приготовила нам ужин, и мы быстрей залезли в свои уютные спальнички.

Утро! Солнце вновь правит миром :)

И приключения синего рюкзака продолжаются.

Очереденая речка.

Но ее особенность состоит в том, что мы не нашли места, где ее перейти по камням..

Поэтому... вот:

И видео, конечно!

Ну а Диме типа не холодно было

Хотя на самом деле было так:
(очень холодная вода, короче)

До этого, мы думали, что босиком даже быстрее переходить реки: не надо долго искать место и т.д. Но нифига, все равно очень много времени уходит: снять ботинки, перейти, вытереть ноги, зашнуроваться обратно...
В общем, непонятно, что лучше. Но впечатлений зато вагон :)

Эта вся зелень - в основном, заросли ольхача.
Казалось бы, что там кустики какие-то.. На самом деле, растут они очень плотно.
И даже в описании маршрута было сказано: "Важно точно выйти на тропу, которая ведет к проходу через заросли ольхового стланика. Без тропы переход через гребень невозможен. Тропа неявная, местами теряется. Надо быть очень внимательным."
А мишки, говорят, бегают через этот ольхач только в путь :)

Ну чуть поплутали, как без этого то. И вышли :)

Выжженное пятно - это серные источники.

Река Шумная. Между прочим, место нереста лососевых рыб.

Где-то с этого места начинаются мостики через реки и более-менее нормальная тропа, с которой не сбиться.

Ну, если не мостики, то хотя бы бревна:

А также начинается гигантская трава в человеческий рост.

Вид на долину реки Шумной

Дальше по пути очень много вот таких водопадиков и мшистого камня, очень красиво!

Маршрут почти заканчивался у Аагских источников.
Или другое название - Аагские (Чистинские) нарзаны.

Вот прямо здесь, в этом отверстии в полу можно набрать настоящих нарзанов.
У них немного серный запах и они по-настоящему газированные. Вполне неплохие на вкус:)

Если что, Леша не разговаривает по телефону, а отбивается от комаров и оводов!
Их, кстати, были просто полчища.

Наши обгоревшие щщи:)

И вот новое место стоянки. Пока до него шли, по дороге постоянно встречали медвежьи "следы", если вы понимаете, о чем я :)

Пришли довольно рано, солнце светило еще нещадно, оводы радушно нас встретили.

Вот, что я называю "Номер с видом":

Как только солнце опустилось пониже, на смену оводам пришли комары. Даже ужинать пришлось в накомарниках: просовываешь под накомарник тарелку и типа ты молодец - обхитрил комаров :)

Комаров там было действительно очень-очень много, они лезли везде. Мы усердно поливались ДЭТой и весь этот и следующий день шли в накомарниках..
Мы даже задались вопросом: а что эти несчастные комары едят здесь в отсутствие людей? ведь очень мало туристов проходит по этим местам ...

А вот и день с медведем наступил.

В этот день финишной точкой был сам Центральный кордон Налычево, где мы потом провели два неспешных дня, включая этот.

Прямо от места стоянки начиналась тропа с гигантской травой.
Из описания маршрута: Тропы практически не видно. Гигантская, в рост человека тропа смыкается. Если тропой пользуются постоянно, она видна поверху, по смятой траве, в виде линии, но если пользуются редко, она практически незаметна, легко теряется.  ... Найти тропу можно только проверяя ногой разную плотность земли: где тропа - там земля более плотная, утоптанная.

Обратите внимание: вся эта гигантская трава еще и в росе.
Тут я очень пожалела, что чехол от фотоаппарата у меня промокаемый, потому что роса пробила его, и он оказался мокрым даже внутри..

А это Дима в гигантской траве )))

Ладно, шутка, это мы уже вышли из этих камчатских джунглей :)

И попали в каменно-березовый лес.

Дальше без комментариев, мы просто шли с открытым ртом, а я не могла остановиться фотографировать.

Я даже не могу выбрать, какое фото оставить здесь. Поэтому будет куча:)

И эти сиреневые цветочки (герань, как потом выяснилось) так гармонично разбавляли подсвеченную утренним солнцем траву..

- Дим, когда пойдешь по мосту, не раскачивай его.
- Ну понятное дело,  - тоном "я вам не ребенок"ответил Дима, и тут же начал кривляться на нем:

Вот на этом поле у нас должен был быть привал. Но метров за 400-500 мы заприметили коричневую фигуру, переходящую это самое поле, и решили не останавливаться в этом месте на привал.
Посвистели, покричали и пошли по-тихоньку..

Прошли то место, где проходил косолапый, спустились в небольшой овражек с ручейком и решили все-таки отдохнуть немного.

Только мы встали и собрались уходить, как прямо на нашей тропе, по которой мы только что пришли, заприметили ЕГО.
Смотрим мы на медведя, а медведь смотрит на нас.
А потом он не спеша, но очень уверенно двинулся в нашем направлении, активно нюхая воздух (видимо, от нас невероятно разило тушенкой из рюкзаков).

Мы немного удивились, но взяли себя в руки и начали выполнять все те действия, которым нас учили местные. А именно: хлопать, поднимать руки, чтобы казаться больше, свистеть..
Вы себе представляете хлопающего и прыгающего Диму? (прыгать, кстати, было как раз нельзя - миша мог воспринять это как проявление агрессии). Очень храбрый оказался медведь, совсем не изменил он направления и не сбавил хода..
Я поняла, что на широкоугольный объектив, который был в тот момент у меня на фотоаппарате, медведь получается какой-то мухой, коричневой точкой на кадре. И нужно было быстро принять решение: сменить объектив или у нас не будет нормальных кадров с медведем.
В общем пока мальчики продолжали играть во все эти медвежьи ладушки, я быстро, немного дрожащими руками, сменила объектив.

Тут Леша решил, что пора применить более тяжелую артиллерию, и бахнул сигнал охотника (звуковая имитация выстрела).
Мишка сразу резко развернулся и отпрыгнул на пару прыжков назад.

И залег в кусты, которые не скрывали и половины его тушки, - типа затаился.
Но уходить никуда не собирался и продолжал наблюдать за нами из своего укрытия.

Бахнули второй раз.

И он медленно с видом "не очень то и хотелось с вами знакомиться" пошел прочь.

Мы быстро-быстро собрались и до самого кордона шли уже без единой остановки, гадая, пошел он за нами или нет...

Под не очень довольный взгляд Леши "опять ты со своими пестиками" пыталась снять венерин башмачок - этот такое хищное растение, которое питается насекомыми:

Пришли! Медведь, вроде, не гнался за нами)

Центральный кордон Налычево представляет собой базу, где живет инспектор, стоят домики для туристов, навесы/кухня для вечерних посиделок с костром, музей, бассейны с источниками и так называемые лужи, которые самые настоящие целебнейшие темальные источники.
Музей, например, как и эко-тропа, которой мы пришли сюда, созданы на средства и при непосредственном участии Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF).
Я сейчас обо всем подробнее расскажу!

Итак, мы, спасаясь бегством от разъяренного медведя, пришли в Налычево (так я буду называть базу, хотя сам природный парк Налычево, конечно, ей не ограничивается, а простирается аж на 287 тыс. га).
Нашли инспектора, и пока бронировали домик, рассказали ему историю про медведя. На что он отреагировал довольно сдержанно, мол: "Что мне ваш медведь, я тут уже который день с ружьем хожу (*и правда, на плече у него висело ружье*), у нас прямо по базе шарится медведь, уже все муравейники разрыл, дорожки обо**рал. В туалет ночью по одному не ходите, только с фальшфаером и предварительно побренчав посудой"... Занавес.

Заселились в домик. Стоит такое удовольствие по 900 р. за ночь с человека (это если трехместный домик, можно поселиться в 6+ местном, там дешевле будет, а можно и вообще встать с палаткой в палаточном лагере, заплатив лишь за вход в парк порядка 200 р с человека).
Про палаточный городок еще будет история)

А пока обследуем территорию.

Первым делом мы помчали в местную монополию. Из отчетов мы знали, что на базе есть один магазинчик, за цены в котором, как нам сразу заявил инспектор, они не отвечают.
Но что остановит не пивших пива столько времени уже (2,5 дня!!) Лешу и Диму? Более того, у нас совсем неожиданно закончилась соль..
Про цены: банка соли (100г, если не ошибаюсь) стоила 100 р, пиво Жигули 0,5 - 300 р. Еще мы купили печенюх, квас, шоколадку.. В общем, шиканули по полной:)

Нам также показали горячую "речку", в которой можно набирать воду для мытья и стирки.

"Речка" эта очень горячая (градусов 60-70, руку в ней держать невозможно) и исток она берет вот из такого сердечка:

Так называемый Грифон Иванова (хотя на самом деле грифон - это природное образование, а этот грифон образовался благодаря человеку из-за провала буровой установки). Глубина - 200 метров, температура - 75.6 градусов.
Как нам рассказал владелец магазина (мы с ним подружились потом:) ), сюда даже призжала съемочная группа НТВ и снимала передачу, как они сварили в нем яйца, только это все враки, яйца так и не сварились. Не верьте тому, что вам показывают по ТВ, особенно на НТВ!

Вот эту воду и запускают по тонкой трубочке в бассейны (они проточные и очень теплые, а поначалу даже щипали нашу обгоревшую кожу).

После  такого бассейна ощущения как после бани - полный релакс.
Мы залезли в оба ( я тоже купалась, но "фотограф" без фотографий:) )

Кстати, судя по составу и описанию этих луж, мы должны были излечиться от всех болезней, которые у нас были и могут случиться в будущем, и помолодеть лет так на 15 ;)

Пошли на смотровую вышку. Оттуда наблюдают за медведями и прилетающими на вертолетах туристами.

Самая, наверно, распространенная фотография,  не побоюсь этого слова, визитная карточка Налычево.

Если присмотреться на фото выше, то помимо первой лужи (а они так и называются: Первая, Вторая и Третья лужи) видны еще израильтяне, стирающие в ней свои штанцы.
Вообще, насколько я поняла по рассказам Владимира (владелец магазина), чего только эти лужи не натерпелись: и стирки, и мытье, и насильственное "очищение" от живущих там индикаторов чистоты лужи - водорослей.

После обеда сюда с регулярностью раз в полчаса-час начинают прилетать вертолеты с туристами, летящими из Долины Гейзеров. Почти как маршрутки, только вертолеты.

Мы, прежде чем пойти на вышку, обследовали две лужи: вторую и третью, в первой, как помните, была большая стирка у израильтян.
На третью лужу как раз привозят вертолетных туристов. Там самая большая и презентабельная раздевалка.

В обшем, ни в одной из луж мы не смогли не то что искупнуться, а даже ноги надолго опустить.. Вода очень горячая! А глубина луж - по щиколотку, может, чуть выше..
Мы спросили у Владимира: а как же туристы то здесь купаются, обвариться же можно...?
Идите, говорит, посмотрите..

Фотографировать, я конечно не стала, но зрелище примерно такое.
Садится вертолет, из него высыпают люди, идут в раздевалки, через три секунды они уже лежат во всех фотогеничных позах в этой луже и фотографируются со всех сторон.
Ну мы решили, что за такое короткое время пребывания здесь грех не выжать все из этих луж))
(А вообще, для понимания и из любопытсва, любая вертолетная экскурсия стоит от 30 тысяч рублей с человека).

А вертолет - красавчик, ничего не скажешь:)

Кстати, пилоты в это время по-быстрому идут купаться в лужу №2.

А мы пошли обратно на вышку болтать с Владимиром и выслеживать медведя.

Я для себя определила так (и мой совет всем): в Налычево нужно приезжать хотя бы на денек, заселиться в домик, походить по окрестностям, порелаксировать в бассейне с приемлемой температурой воды, впитать в себя всю эту природу, а может, если повезет, понаблюдать медведя с вышки.

Справа виден вулкан Жупановский, который буквально пару недель до нашего прибытия (13 июля, если совсем точно) извергался - пеплом, не лавой, но все равно офигеть.

Специально оставила фотку с комарами (слева на фоне неба черные точки), чтобы было понятно, сколько их там было:)

Мы остались на второй день.

Сходили на травертиновый щит, который высох из-за того самого грифона, потому что вода вся ушла туда. И теперь тут такая вот инопланетность образовалась:

Кстати, наш домик самый левый, за деревом:

Опять эта сумасшедшая белка.

Пыталась улететь с вертолетом (видели бы вы лица пассажиров, расплющенные о стекла иллюминаторов)) Интересно, кто-нибудь сфотографировал из вертолета это зрелище?))

Встретили людей, которые приезжают на Камчатку в тринадцатый раз (!). Я чувствую, это тоже мой не первый и последний раз здесь.

Несколько раз ходили на вышку ждать медведя, но он так и не пришел.. А осенью, по этой речке идет лосось и можно даже наблюдать, как мишки рыбачат.
Вечером зашли в гости к Владимиру, посмотреть его фотографии. Он оказался не просто владельцем магазина, а еще и профессиональным фотографом, и фотографии у него, конечно, уникальные:)
Показывал очень смешное видео, как две женщины на деревянном настиле возле первой лужи занимались йогой, а сзади ходил медведь и внимательно рассматривал их утхитта триконасану :)) А они его так и не заметили.

А совсем уже перед сном к нам постучалась женщина и попросила тарелку на ужин и рассказала, как на их палатку в том самом палаточном лагере напал медведь. Оказалось, они оставили в палатке сахар и аптечку (вот последнюю мы тоже имели свойство оставлять грешным делом), и мишка пришел разведать это дело. Порвал в клочья палатку, подрал спальники, съел сахар и все успокоительные. Как сказала эта бедная женщина: "Не переживайте, он теперь спокоен!". Как они будут продолжать свой поход без палатки и спальников - не понятно...

В этот день мы кстати, ужинали очень необычно,так как еды у нас остался очень ограниченный выбор, то пришлось есть скумбрию (консервы) с гречкой. Непривычное сочентание, но вполне съедобно.

Уходим из Налычево, осталось два дня похода и я постараюсь очень вкратце (просто там еще евражки опять впереди).

День был очень жаркий, нам предстоял перевал и всю первую половину дня мы шли в горку.

Сказать, что мы устали и получили тепловой удар - ничего не сказать.
Мы поливали себя водой и Леша даже положил себе снег на голову.

Поднялись на перевал.
Вид на долину Налычево, откуда пришли:

А там опять эти евражки.
Теперь понятно, почему у меня из 1000 фото треть с этими зверьками.

Готова поспорить, что не на всех фото выше вы сразу нашли евражек.
Все потому что у них идеальный камуфляж для этой местности - ну как-то же надо спасаться от лис и остальных хищников.

Тут у нас случилось небольшое приключение, после которого у Леши резко испортились отношения с евражками, и он даже начал их гонять палками.

Сели мы отдохнуть и перекусить перед дальнейшей дорогой, достали орешки и дошираки. Естественно, подкинули несколько кусочков и голодному зверью. Я даже устроила аттракцион невиданной щедрости, просыпав весь свой ореховый перекус на землю.
Но эти бестии не обратили ни малейшего внимания на наши подачки. Они сначала принялись вылизывать Димину куртку, а потом Лешины треккинговые палки.

И через какое-то время я заметила, что они уже не просто их лижут, а в прямом смысле этого слова - жрут!
От Лешиного умиления по поводу их мимишного дерганья хвостом при беге не осталось и следа. Прогнал подлых евражек, желая им вдогонку всяческих непотребств.

На видео не забудьте обратить внимание на движения хвоста!

Тут разъяренный Леша гоняет евражек!
Пошла вон :))

Еще буквально пара фоток с евражками - и все!

Фото для масштаба:

Вид в другую сторону, куда еще лежал наш путь.

Сначала шли вдоль реки Пиначево,

постоянно натыкаясь на вот такие водопадики (ни одного нормального фото с ними не получилось, к сожалению, но вес равно покажу).

Страдающий от комаров Леша.

Очень хочется показать вам это видео. Мне кажется, оно очень освежающее :)

И второе пусть тоже будет.

Шли долго и упорно.

В этот день мы прошли где-то 20 километров.
И наконец пришли!

Кордон Семеновский (который я постоянно называла Семен Кордоновский :) ).

Это двухэтажный бесплатный домик для туристов. Мы поселились на втором этаже, потому что первый уже заняли два китайца с гидом, которые пришли раньше нас.

Беседка-кухня.
Кстати, китайцы (точнее, их гид) готовили все время на костре. Как нам поведал гид, для них так более аутентично и экзотично. Мы со своей горелкой, наверное, им всю романтику портили :)

Из беседки открывается вид на самую шикарную березу, какую я видела в своей жизни (а я ведь родом из города с говорящим названием Березники!)

В этой беседке мы ели наш самый отвратительный ужин в походе в жизни.
Так как из еды у нас выбора уже не осталось совсем, то тут то и пригодилась та самая пшеная каша. На воде, с солью, с сушеной морковкой и помидорами (Дима сопротивлялся, но надо же было туда хоть что-то добавить). А,  и подгорелая - спасибо Люде - гуру готовки.

Лучше бы я закаты фотографировала!

А я и фотографировала ;)

Алярм!!
Всем арахнофобам следующее фото пролистать, крепко зажмурившись.

А остальные могут, как и я, насладиться красиво блестящей росой:)

Наступил финальный день похода. Немного смешанные чувства.
Но мы уже устали и хотели поскорее дойти до финиша.

И вот всамый последний день я провалилась в речку. Ну одной ногой всего, но зато в самом начале пути (а идти еще было больше 15 км). Вода залилась ботинок, и он в первый раз за поход промок, хорошо, что были с собой штатные стельки.

Перед походом я специально купила себе ортопедические стельки, потому что в ходе недавней диспансеризации мне диагностировали легкой плоскостопие и потому что в теории эти стельки должны были очень хорошо разгружать ноги.

И вот если бы не этот случай, я бы так и не осознала, насколько в действительности они мне помогали! Пострадавшая  нога устала намного быстрее своей более удачливой соседки..

В общем, мной протестированы и всячески рекомендованы - ортопедические стельки!

Еще в Налычево нам рассказывали, что от медведя просто невероятно несет... псиной.
И вот в какой-то момент пути мы почувствовали странный запах. Как будто рядом находится собачья конура или свора собак только что пробежала здесь до нас и потерлась спинами о все деревья...
Мы немного напряглись. Потому что одной встречи с медведем в диких условиях нам вполне хватило, чтобы потом еще несколько лет всем о ней рассказывать по десятому разу. А вот вторая такая встреча - уже перебор какой-то...

В общем-то, ее и не состоялось :) Не то медведь не захотел с нами знакомиться (всю тушенку то мы уже съели), то ли просто не заметил нас, но пронесло.

Зато встретили малыша

И ура!
Финишные ворота и наши довольные лица (особенно Димино почему-то:)

Так как медведь не подошел к нам ближе, чем на 5 метров (если бы он это сделал, этого рассказа бы, наверное, и не было...), то фаеры мы не использовали и решили сжечь один из интереса.

В общем-то и все. Оставалось одно небольшое приключение бытового характера: найти квартиру на сегодняшнюю ночь. С учетом отсутствия интернета задача превращалась из тривиальной в немного геморойную.

В итоге в такси по дороге в ПК (при приближении к городу интернет все крепчал) искали и обзванивали варианты.

Вот кстати, я не рассказывала про связь на Камчатке? Если вы едете туда с полной уверенностью, что у вас по тарифу "все включено", то обязательно почитайте, что щедрый оператор намельчил там под звездочкой в описании тарифа.
99%  и девять в периоде, что Камчатка не входит в ваш олинклюзив пакет. У меня сотни рублей улетали за считанные минуты. А Леша со своим постоплатным тарифом за две фотки в инстаграм и чтение новостей про падающий рубль остался должен дорогому полосатому оператору (не будем называть имен :) 3 700 падающих рублей.
Ну это так, для справки :)

С квартирой, конечно же, все кончилось хорошо.
Мы приехали в ПК, заселились, закупились икрой, наелись икры  и стали мечтать (я как минимум) о том, как вернемся сюда снова.

А мы совершенно точно вернемся!

Камчатка. 150 км по стране медведей. Три рюкзака, три вулкана и один медведь. Часть1. Снежная
Камчатка. 150 км по стране медведей. Три рюкзака, три вулкана и один медведь. Часть 2. Евражная

1. Людочка, очень красивый пейзаж, я несколько раз возвращалась к фотографиям.ну, и конечно, здорово написала. Целую

1. Спасибо:) как всегда единственный и лучший комментарий!))