понедельник, 9 марта 2015 г.

Где низкое солнце и сиреневый свет на белом снегу


- Люда, поехали в Нарьян-Мар этой зимой!
- Ты с ума сошел? Давай поговорим об этом завтра утром, а не в 4 часа ночи...
- Люююд, ну поехали! Это будет круто!
Прошло полчаса уговров и  обсуждений..
- Мы там можем увидеть Северное сияние, оленей и песца. Может быть.
Блин. Северное сияние😍 это ж мечта...


За две недели до поездки начали активно мониторить прогноз погоды и магнитных бурь в Нарьян-Маре. И в течение двух месяцев где-то Леша постоянно штудировал городской форум по теме состояния зимника.
Он то закрывался, то открывался, решили ехать в любом случае. И не зря:)

Кто не знает. В Нарьян-Мар можно проехать на машине только зимой и только по зимнику и только когда он, этот зимник, открыт для проезда. Это мы так думали, в итоге и туда, и обратно ехали по официально закрытому зимнику, но обо всем по порядку:)

Прогноз погоды не был многообещающим: всю неделю снег, пасмурно и в районе минус 5 - нуля градусов.
Вообще, надо сказать подготовились мы основательно, потому что рассчитывали хотя бы на минус 40)) Поставили вебасту в машину (автономный отопитель), запаслись валенками у моих бабушки с дедушкой, даже планировали купить костюмы для зимней рыбалки. Обсуждали, как будет круто почувствовать, что такое настоящая, северная зима и минус сорок градусов мороза. Но... резко потеплело, и я даже немного расстроилась по этому поводу.

20 февраля. 8 утра. И мы погнали!

Первая часть маршрута проходила по центральным областям России и не представляла собой ничего особо интересного.  Разве что, в Костромской обл. просто отвратительные дороги, и стоит много знаков "обгон разрешен" при отсутствии знака "обгон запрещен". Мол, обгоняй - не хочу:))
Вообще, Костромские дороги - это отдельная песня. Мы на обратном пути, подпрыгивая и офигевая на бесчисленных кочках, решили почитать хотя бы в википедии и узнать, почему же все-таки все так хреново там с дорогами. И знаете, статья в Википедии - это просто какая-то ода Костромской области и тому, как у них все клево и инновационно там!😮
Особенно порадовала эта часть: "Но, несмотря на все трудности переходного периода, был сохранён дорожный комплекс области, трудоспособный, деятельный коллектив дорожников, что дало свои положительные результаты". Остается только добавить: и каждая кочка и ямка тоже были сохранены и приумножены, не смотря на все трудности!
Статья, очевидно, была написана лично губернатором области😁


Чтобы не умереть со скуки постоянно устраивали "минутки википедии"  и читали про попутные города и про то чем, например, ель отличается от пихты и от сосны:)

От Ухты начинается царство нефти, крайнего севера и вежливых дальнобойщиков:) 
Первозданность тундры нарушают тянущиеся трубы с нефтью, линии электропередач, буровые установки, нпз и "нефтекачки", как я их называла. Вот такие:





Проезжали мимо самого северного нефтеперерабатывающего завода в мире. Кстати, его вот-вот собираются закрывать и даже как-то обидно за него...




В этих местах вовсю можно насладиться запахом нефти (читай: "денег"). И это, я вам скажу, буэээ просто 😨





Вторая Стела Полярного круга в нашу скромную копилку.
На пути туда:

На пути обратно:)

Надпись "Надя, я люблю тебя" особенно "радует". Люди, когда вы перестанете фиксировать свои чувства и свое присутствие вот таким идиотским, простите, способом? Неужели, это лучшее из ваших достижений? (простите, крик души).

Самое интересное началось с зимника. Еще на подъезде к нему началась метель, мы запереживали, что зимник закроют.



И зимник в итоге оказался закрыт (мы очень везучие, да). Небольшая кучка машин стояла в ожидании перед КПП.


Так как прогноза не давали, в 8 вечера мы решили, что если на следующее утро не откроют,  поедем обратно с заездом в Великий Устюг и придется возвращаться сюда когда-нидбудь снова..
Но тут подъехала колонна подготовленных машин и мы решили, что это неспроста😉
У них действительно оказались пропуска и мы решили притереться к ним. Мои глаза из Шрека, жалобный голос и бесподобное обаяние :)) сделали свое дело.
Выяснилось, что колонна ехала на Варандей и нам совсем не по пути, но  нас все равно пустили)
В общем, все у нас в стране так. Вообще нельзя, но если очень хочется, то можно.😆😉

Тут началось... по зимнику мы ехали почти одни, изредка попадалась дорожная техника и фуры. Мело сильно, видимость нулевая и дул просто невероятный ветер, 12-14 м/с.
Я все высматривала Северное сияние и не теряла надежды что даже в такую облачность нам повезет. И в какой-то момент показалось - ОНО! Вертикальные разводы на небе с зеленоватым светом.
Оно, честно признаться, не было таким, чтобы прям Вау! Но все-таки галочку мы поставили и были рады) хотя в итоге решили, что тему Северного сияния мы не закрыли и нужно будет за ним еще ехать охотиться.

Такие фотки получаются на длинной выдержке, глазами мы все видели намного скромнее, к сожалению...




Через некоторое время мы увидели какое-то движение рядом с дорогой и блеск чьих-то глаз. Песец не очень спешно перебегал нам дорогу. Что тоже вызвало детский взрыв восторга и умиления. По крайней мере, у меня😍


Дальше были 200 км зимника со скоростью 30-40 км/час, с высматриванием вешек,  борьбой со сном и страхом свернуть с него в тундру и закопаться там до утра.  За последнее я очень переживала, потому что тундра ночью в такую метель отнюдь не представляет из себя ничего дружелюбного.
С зимника выехали на так называемую отсыпку,  которая теоретически должна была быть лучше зимника. Но нам она показалась сущим адом! Часа 2-3 ночи, метель усилилась так, что дорогу вообще не было видно, спать уже хотелось нереально..😴 не знаю как Леша это вытерпел.
Фото с той дороги нет, штурман был не в адеквате, но, чтобы представить, что такое зимник, вот с обратного пути:

Успели даже заблудиться, свернуть не туда и уехать к дорожникам.

 В какой-то момент на отсыпке мы застряли на одном из переметов. Для полноты ощущений этого нам очень не хватало:)
*Кстати, что такое перемет, как выяснилось,  не знают, и даже не догадываются,   очень много людей.
Перемет- это занесенный снегом участок дороги. Занесенный настолько, что проехать через него порой становится  затруднительным.*
Леша сначала пошел откапываться, но это не помогло ибо хорошенько сели мы на мосты. Была даже мысль залебедиться (прим. ред. *использовать лебедку*) за стоящий неподалеку дорожный знак... Но    нас нагнал наш спаситель - Кировец (нереально!! огроменный трактор, у которого бампер находится на уровне крыши уаза) и вытащил. За что ему большое спасибо. 
В итоге к поселку Искателей, что перед находится самим городом, мы подъехали к 5 утра и еле доползли до своих спальничков. 
А спали мы как-то так:




Нарьян-Мар встретил ярким солнцем и сильным ветром. Город нам понравился: яркие дома, белый снег вокруг,  чистые машины.



Прошлись по достопримечательностям города, закупились оленьей колбасой и сувенирами, помыли машинку и погнали обратно.



Кстати, вопреки ожиданиям, мы не заметили каких-то безумных цен на продукты, в Москве не сильно все дешевле. Разве что кола и соки по 100 - 150 р.
Отдельно хочется сказать про колбасу из оленины:) Вдруг кто-то там будет и наш опыт пригодится)
Мы купили три палки колбасы и варено-копченого оленьего мяса. Последнее заточили сразу, но, честно говоря, восторга оно не вызвало. Так что олеников больше есть не буду.
А вот колбасы надо было брать намного больше! Поняли мы это уже по пути обратно, когда я тщетно облазила кучу магазинов в Ухте в ее поисках. Что любопытно, в Ухте никто не знает, где можно купить  такую колбасу, и каждый посчитал своим долгом переспросить: "КАКУЮ колбасу?" - "из оленины" (уже почти по слогам повторяла я) - "А.. нет, не знаю...". 
Пришлось в срочном порядке сокращать список друзей и коллег (простите, дорогие:( ), которым мы привезем этот своеобразный сувенир. Но, справедливости ради, мы и сами остались "с носом"... мне то все равно, а Леша, мне кажется, расстроился.

В общем, поехали мы обратно. На табло в городе светилось предупреждение: зимник закрыт для всех видов транспорта. Но выбора не было, любимая работа ждет и в лес не убегает...

Обратно все было совсем по-другому.
Белая гладкая тундра, подсвеченная невысоким солнцем, которое оставляет какой-то очумительный сиреневый свет на снегу.
Безумно красиво.









Оленей мы так  и не встретили. Невезуха  с ними какая-то, что на Кольском, что тут...
В отсутствие метели зимник и отсыпку  преодолели за 4,5 часа (туда ехали 9).
Не очень поняли,  почему он все еще закрыт.. вроде бы, есть нормативы, что после метели его еще 36 часов восстанавливают. Но дорога была отличная настолько, насколько она вообще могла такой быть.







Вообще, я много раз слышала, что люди, побывавшие на севере, влюбляются в него раз и навсегда, что северная природа пленит и не отпускает. Мы это ощутили еще в нашу поездку на п-ов Рыбачий в июле 2014. А зимняя тундра..  это любовь однозначно💜 Хотелось каждый сантиметр сфотографировать глазами и записать в отдельную папочку в памяти. Нет, она совсем не однообразная,  мы не могли насмотреться.  И да, Север, мы еще вернемся😉



Далее будет продолжение про то, как мы все же заехали на обратном пути в Великий Устюг. Так что не переключайтесь:)

4 комментария:

  1. Прекрасные фотографии! Очень интересно было читать, ждем продолжения!

    ОтветитьУдалить
  2. Прочитала на одном дыхании. Попереживала правда, когда вы ехали ночью по зимнику. Не переключаюсь, жду дальнейшего повествования

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уже не время переживать:)
      А продолжение скоро-скоро!

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить